Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

британских подводных лодок с баз Кольского полуострова (к сожалению, в статье нет ничего о людях). Вот это место из вышеназванной публикации: «Подлодка “Трайдент” вышла 30 октября и во время своего последнего патрули­ рования потопила противолодочный траулер и грузовое судно водоизмещением 1930 тонн. “Трайдент” возвратилась в Великобританию 15 ноября после очень удачных действий, во время которых она потопила 4 торговых судна и 2 эскортных корабля. На смену “Тигрису” и “Трайденту” прибыли другие подлодки: 6 ноября —“Си- лайен”, а 10 ноября —“Сивульф”. “Силайен” вышел в свой первый дозор ещё до ухода “Трайдента”. Он потопил небольшой береговой танкер с бензином, идущий в Киркенес. “Сивульф” обнаружил больше судов, но его первые две атаки не достиг­ ли цели. 24 ноября ему повезло: он потопил “Багия” водоизмещением 4000 тонн. Однако этому предшествовало несколько неприятных моментов, когда его торпеда сбилась с курса и чуть не попала в саму всплывшую подводную лодку, пройдя мимо с шумом, напоминающим звуки пикирующего бомбардировщика. Так говорили очевидцы. Каждая из этих подводных лодок совершила ещё по одному патрулированию, во время которых “Силайен” 5 декабря потопил каботажное судно водоизмещени­ ем 680 тонн, которое стало последней жертвой британских субмарин, базировав­ шихся на Кольском полуострове. Последний, десятый, арктический патруль был проведён “Сивульфом” между 5—10 декабря. Погода в зоне патрулирования была самой плохой за всё это время и помешала единственной атаке, которая была пред­ принята. “Силайен” отправился в Британию 21 декабря, за ним 5 января 1942 г. после­ довал “Сивульф”. Пришедшая на смену подлодка “Стугерон” прибыла в Полярное 11 января 1942 г., но она пробыла там совсем недолго, так как прибытие линкора “Тирпиц” в Тронхейм заставило срочно отозвать “Стугерон” (17 января). Другие британские подводные лодки, которые заходили в Полярное во время Второй ми­ ровой войны, делали это только с целью дозаправки горючим»17. Теперь давайте затронем проблему о контактах русских и союзников во время конвойных операций и осуществления поставок по ленд-лизу... Вот что писал о ленд-лизе на северном направлении писатель и краевед В. В. Сорокажердьев: «Именно осенью—зимой 1941 года, когда половина советских промышленных предприятий была разрушена или захвачена немцами, а эвакуированные на восток заводы ещё не наладили новое производство, помощь от союзников сыграла важную роль на Московском направлении. До конца года от англичан мы получили 711 самолётов, в основном истребителей, 466 танков и около 4 тысяч тонн артиллерийских боеприпасов, что позволило вооружить несколько армий. В следующем году, когда создалась критическая ситуация на юге страны, ленд- лизовская техника оказала существенную помощь в обороне Кавказа и Сталинграда. 460

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz