Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
«Были и курьезные случаи, связанные с российским гостеприимством. На проме жуточном аэродроме в Африканде, где сели английские летчики, перегоняя “харри кейны” из Архангельска, их здорово угостили русские пилоты. Это был первый и последний случай в моей жизни, когда я летел пьяным, — вспоминает Питер (Кнаттон. — Авт.). Уж очень много прозвучало тостов за нашу дружбу и Победу, о которой мы все мечтали!»13 А вот как описывал англичанин Джон Голли первые впечатления о но вом месте базирования под Мурманском: «Погода была холодная, но было сухо и светло... Огромный аэродром был песчаным, на дне высохшего ледникового озера, кое-где были грязь и болотистые места. Эта территория совершенно не походила на аэродром. Весь лагерь был скрыт среди сопок, покрытых берёзовым леском. Здесь не было дорог, кроме одной единственной, покрытой щебнем, расстоянием всего в одну милю, проходившей между незаселёнными домиками, между которыми были протоптаны дорожки». Офицеры 151-го авиакрыла жили в большом двухэтажном каменном доме военного городка. На первом этаже размещались отделы штаба, а на втором — офицеры-англичане. Пилоты-сержанты поселились в деревян ных домиках. Очевидец вспоминал: «Вэг, Ибби, Наджер Смит жили в комнате, где не было ничего, кроме крова тей; отверстие в одной из стен, закрытое жестяной заслонкой, служило камином. Кожаные чемоданы были и шкафами, а тазы на деревянных ногах-подставах —умы вальниками. Вода била из колонки, а туалет состоял из отверстия в земле с доской. Жильё, хоть и примитивное, было чистое и свежее, но посещение русского туалета, как вскоре стало очевидным, было отвратительным делом. Офицеры жили немного лучше, но и у них не было водопровода и шкафов, а туалеты воняли так же. Наверху были большие спальни, где жили по 3-4 офицера. Не было ковров, гобеленов, украшений, были только стены...» Англичане прозвали большой дом со штабом и жильём для офицеров «Кремлём». Они сокрушались, что в «Кремле» нет кафе или бара. «Питей ное заведение» находилось подальше, в полумиле, но, говорили британцы, «джин стоимостью 4 шиллинга и 6 пенсов за бутылку стоил того, чтобы пре одолеть это расстояние». С 12 сентября 1941 года «харрикейны» начали патрульные полёты. W — опять недоразумения. Русский бензин оказался другим, чем в Англии, — низкооктановым. Нужно было под него приспособить авиамоторы. Выяс нилось также, что половина пулемётов системы «браунинг» осталась в Анг лии. И вместо 12-ти английских пулемётов ставили по шесть. 455
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz