Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
Великобритании. Хотя на эту тему уже говорилось в главе о лётчиках, мы к этой проблеме подойдём с позиции менталитета ещё раз и расскажем, как появились британские летчики в Заполярье. 151-е авиакрыло было сформировано в конце июля 1941 года. В него входили 39 истребителей «Хаукер-харрикейн-11» — новенькие, как с иго лочки. Личный состав насчитывал 50 штатных лётчиков, 550 рядовых и офи церов, в том числе сто запасных пилотов. Часть лётчиков плыла в Россию в составе первого конвоя на пароходе «Эллан-Стефан Касл». Большинство их долго не знали, куда направляются. Как писал один из англичан, «слух о том, что их отправляют в Мурманск, просочился... Но никто не знал, где этот пункт». Плыли две недели с полным комфортом: приличные каюты и велико лепная кухня. В меню завтрака, например, входили бекон, масло, яйца, джем, апельсины, виноград. Перед англичанами во время морского пере хода выступали дипломаты Польши и Чехословакии, направлявшиеся в Москву, а также люди, знавшие Россию, —лейтенант Ходсон, родившийся в Петербурге, начальник авиабазы Г. Гриффт, миссис Шарлотта Халдейн. Большинство уроженцев туманного Альбиона представляли русских, по выражению Джона Голли (автора книги «“Харрикейны” над Мурманском». — Авт.), «такими же грубыми и жестокими, как выпитый до дна стакан водки». В Архангельске гостей встретили не хлебом-солью, а стрельбой. Автор книги воспоминаний писал: «Очевидно, их форма была похожа на немецкую, и местное население, думая, что это пленные, начало палить по кораблю. Единственным раненым, правда, ока зался член экипажа. По этому поводу один из лётчиков —Картер —сказал: “Теперь ясно, что местное население —совершенно дикий народ, и надо держать ухо вос тро”. (Этот инцидент был случайным следствием “сверхбдительности” архангело городцев). После совещания командиров 151-го авиаполка с советским командованием флотской авиации, которое проходило на адмиральской яхте командующего Се верным флотом А. Г. Головко, было решено отправить с Кег-острова в Ваенгу само лёты с техниками. Когда на аэродроме в Кег-острове начали вскрывать контейнеры с разобранными истребителями, то обнаружили, что гаечные ключи оказались забытыми вАнглии, зато привезли тропические покрытия для моторов. Русские авиаторы быстро изготови ли в своих мастерских необходимый инструмент, и сборка самолетов началась. По мере готовности самолеты, их было 15, улетали с острова в Ваенгу. Осталь ные 24 стартовали с авианосца “Аргус”»12. Совсем недавно, на встрече североморских и британских ветеранов Второй мировой войны выяснилась ещё одна маленькая деталь той поры. В интерпретации журналиста Ю. Банько это звучало так: 453
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz