Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
В ту же ночь спецвагоны с гостями были отправлены в Мурманск. Приятно было, что тот же человек из штаба Северного флота посчитал необходимым позво нить в горком партии и поблагодарить за исполнение просьбы»5. С началом войны число иностранных граждан на территории Мурман ской области стало увеличиваться в основном за счёт союзных государств по антигитлеровской коалиции. В Мурманске появились военно-диплома- тические представители Великобритании и Соединённых Штатов Амери ки. В конце лета на аэродроме Ваенга обосновались лётчики и авиатехники 151-го крыла ВВС Его Королевского Величества. В январе 1942 года, в свя зи с приходом первого зимнего союзного каравана, в Мурманске зазвучала речь на многих языках мира, т. к. среди прибывших моряков были предста вители негров и мексиканцев, поляков и датчан. Кроме моряков с иностранных торговых судов в Заполярье были и ино странные военные моряки — с сопровождавших конвои военных кораблей. А в Полярном несколько месяцев базировались английские подводные лодки. Были и эпизодические контакты русских с англичанами. В декабре 1941 года на крейсере «Кент» в Мурманск прибыл министр иностранных дел Великобритании Антони Иден. Об этом много писали москвичи-дипломаты, и мы не будем их повто рять, а приведем лишь свидетельство неоднократно цитируемого земляка Г. В. Елисеева: «Однажды — это было в середине декабря 1941 года — позвонил секретарь обкома партии М. И. Старостин и сказал, что мы должны обеспечить на кандалакшском участке безопасное движение поезда, в котором едут в Москву министр иностранных дел Великобритании А. Иден и посол СССР в Англии И. М. Майский, что мы несем за литерный всю полноту ответственности, и предупредил, что необходимо соблюдать секретность. Поезд с английским министром, послом и ответственными работниками Наркоминдела СССР прибыл в Кандалакшу около 10часов вечера. На станции было абсолютно темно и тихо. К этому времени один из заранее подготовленных паровозов отправился вперед, на южное плечо от Кандалакши, а другой, заменив электровоз, буквально через несколько минут повел поезд с высокими гостями вслед за первым паровозом. В своих воспоминаниях И. М. Майский рассказывал, какие волнения и тревоги пережил он, когда этот поезд проходил наш, самый опасный участок пути. Но он не знал, конечно, наших тревог и волнений в связи с прохождением этого поезда, не знал, что все силы Кандалакши, в том числе истребительный батальон, были поставлены на охрану этого участка пути, что они до подхода поезда сумели проложитьлыжню вдоль всего пути, прочесать лесные массивы, проверить отдельные станции и разъезды, иными словами, сделали все, чтобы исключить возможность проникновения к железной дороге вражеских диверсионных групп»10. 451
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz