Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

знакомству с нашими и английскими лётчиками. Он рассказывал о генерале А. А. Кузнецове, старшем лейтенанте А. А. Коваленко, а также о британских лётчи­ ках —о подполковнике Ишервуде, о майорах Руке и Миллере и мистере Ходсоне, прекрасно говорившем на русском языке. Впоследующие дни Константин Михайлович был гостем морских разведчиков (капитан Визгин, подполковникДобротин, майор Люден), которые стали его фрон­ товыми друзьями. 17 октября 1941 года на мотоботе “Таймень” Симонов с фотокорреспондентом отправился на полуостров Рыбачий. Это были дни тяжёлых испытаний для страны, когда немцы стояли под Москвой. “Газетное чутьё, —писал позже К. М. Симо­ нов, —по-прежнему подсказывало мне, что именно сейчас газете необходимы кор­ респонденции отсюда, со стабильного фронта, где не отступают, где всё в порядке...” Знакомство с Рыбачьим началось с бухты Эйна, комендантом которой был стар­ ший лейтенант Гинзбург, одессит по рождению, убеждению и образованию. Со свой­ ственным южанам юмором он утверждал, что Кольский полуостров это нос Евро­ пейского материка, а Рыбачий — бородавка на этом носу, стало быть он не что иное, как комендант бородавки, только и всего. Дождавшись моторной лодки, Симонов отправился в Озерки, где, как писал он, всё было вдребезги разбито, а люди ушли под землю. Среди тех, с кем встречал­ ся писатель на Рыбачьем, было много замечательных людей: это полковой комис­ сар П. А. Шабунин, начальник укрепрайона полковник Д. Е. Красильников, катер­ ник М. Н. Моль, разведчик Степан Мотовилин, комиссар артполка Д. И. Ерёмин, поэт Николай Букин, комполка майор Е. С. Рыклис, командир артдивизиона Я. Д. Скробов (“Это был несомненный самородок, выходец из рядовых красноар­ мейцев”), пограничники Калеников и Филатов. Вночь с 6 на 7 ноября 1941 года Симонов участвовал вдесанте на Пикшуев мыс (об этом был напечатан очерк “В праздничную ночь”). Возвращался Константин Михайлович в Москву через Кандалакшу и Архан­ гельск, сначала поездом, а потом на лесовозе “Спартак”. Но путь оказался непрос­ тым и занял почти две недели: сели на пароход 15 ноября, а приехали в устье Север­ ной Двины 28 ноября 1941 года —лесовоз застрял во льдах. В этом рейсе Симонов написал семь или восемь стихотворений, в том числе знаменитое “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины”. Да и вообще эта командировка на Кольский полуостров была очень плодотвор­ ной — тогда были написаны очерки “Истребитель истребителей” (о лётчике А. А. Коваленко), “Дальние разведчики”, “В лапах фашистского зверя”, “Дерза­ ние”, поэма “Сын артиллериста”, стихи “Жди меня” и ’’Голос далёких сыновей”, рассказ “В скалах Норвегии”. Следующая командировка К. М. Симонова на Север была весной 1942 года. Вместе с Евгением Петровым (Катаевым) и фотокорреспондентом Олегом Кнор- рингом они добирались через Архангельск и Беломорск и остановились в мурман­ ском ДМО. Симонов вспоминал: “Там нам с Кноррингом и Петровым выделили комнату. Мы кинули в ней все лишние вещи... и поспешили к пристани... Через полчаса мы были уже на том бере­ гу Кольского залива”. 424

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz