Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

драться насмерть, то в последующее время — еще выносливость и терпе­ ние. Это касалось как военнослужащих, так и мирного населения. ГЕРОИЗМ ЗАЩИТНИКОВ ЗАПОЛЯРЬЯ З а годы войны мужество и стойкость стали национальными чертами со­ ветских людей. И в условиях сурового Заполярья эти качества прояв­ лялись наиболее ярко. Типичные случаи в пехоте: при отходе советских войск необходимо прикрыть этот манёвр. На сопке остаются несколько солдат и сражаются до конца: повезёт — останешься жив (В. П. Кисляков), не повезёт — погиб­ нешь (И. М. Сивко). В конце войны многие солдаты повторили подвиг Александра Матро­ сова, закрыв амбразуру вражеского дота своим телом (М. Л. Ивченко, И. П. Каторжный и др.). Улётчиков героизм тоже проявлялся по-разному. Одни бесстрашно шли на таран вражеских самолётов, другие направляли повреждённую машину на скопление вражеской техники или на колонну немцев. Первый воздушный таран в Заполярье был совершён лейтенантом И. Т. Мисяковым 27 июня 1941 года. В морской авиации одним из первых пошёл на таран летчик Захар Сорокин, которого часто зовут заполярным Маресьевым. В апрельских боях 1942 года один за другим шли на таран командир авиазвена 19-го гвардейского полка Александр Поздняков и его друг Алек­ сей Хлобыстов, причём последний шёл на таран дважды в одном бою. В мае 1942 года А. С. Хлобыстов совершил ещё один таран. Когда Константин Симонов беседовал с лётчиком и спрашивал, не страшно ли идти на таран, Алексей Хлобыстов отвечал: «Конечно, страш­ но. Ведь остаться живым надежда очень мизерная. Но выхода-то нет. Пат­ роны кончились, бой в разгаре, товарищи продолжают сражаться, а я что же в кусты?.. Да и характер у нас не позволяет иначе». (Вот почему писатель и назвал свой очерк «Русское сердце»). А воздушные тараны, как проявление бесстрашия и героизма, продол­ жались. 29 мая 1942 года погиб в такой ситуации лётчик-сержант К. К. Ло­ патин, 9 сентября 1942 года пошёл на таран лейтенант Е. А. Кривошеев. Так как о героизме и подвигах Евгения Кривошеева северяне знают немного, мы приведем ряд документов и свидетельств. «26 мая 1942 года пятерка истребителей прикрывала станцию Кица, где стояли два эшелона с ценным грузом, —говорится в наградном листе на летчика Е. А. Кри- 377

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz