Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

Вода в заливе была очень холодная, почти ледяная. Так как самолет продолжал кружиться над нами, взрослые кричали, чтобы мы погружались в воду с головой. Пули свистели совсем рядом. Амы глотали соленую воду, захлебывались, тряслись от холода и страха. После этого случая некоторые дети, в том числе и мой трехлетний браг Юра, стали заикаться. От постоянных нервных перегрузок они росли замкнутыми, не­ разговорчивыми, вялыми. Редко улыбались. Детские сады в поселке тогда не рабо­ тали, хотя начальная школа была. В следующем году открылась и школа-семилетка. Из-за сложности военной обстановки в ней учились в одних и тех же классах ребята с разницей в возрасте в три—четыре года. В классах стоял холод. Дети сидели в верхней одежде. На партах, и то не на всех, горели “фитильки”. При этом в качестве фитиля использовалась скрученная вата или материя, которая опускалась в бутылочку с керосином или рыбьим жиром. "Фитильки” дымили на весь класс. Лишь к концу 1945 года в школе появились висячие керосиновые лампы. Вспоминаю, что тогда на всю семью у нас были одни валенки, и мы с сестрой Любой носили их по очереди. Люба, придя из школы, быстро сбрасывала валенки с ног, а я быстро надевала их и бежала на уроки. Учились мы все прилежно, но материал из-за сложной жизненной обстановки усваивался слабо. Это хорошо понимали учителя Павла Васильевна Квашнина, Калистра Васильевна Струнина, Лариса Петровна Соколова-Шемякина. Они рабо­ тали втериберской школе всю войну. Не считаясь с личным временем, эти педагоги проводили дополнительные занятия для неуспевающих, терпеливо, внимательно и с любовью относились к каждому своему воспитаннику. Сердечное спасибо за это! Низкий поклон! К концу войны в школу пришла Зоя Александровна Федченко —учитель гео­ графии и черчения и преподаватель военного дела и физкультуры Петр Васильевич (фамилию его уже не помню).Сняв погоны, они продолжали носить военную фор­ му. Как они интересно проводили уроки! Много рассказывали о фронтовой жизни, учили нас терпеливо переносить трудности, вселяли уверенность в своих делах и поступках. Авремя было тяжелое. Вспоминается, как в конце войны к нам зашла посидеть соседская девочка Тоня восьми лет. Наша семья как раз собиралась обедать, и бу­ ханка хлеба, которую мы только что получили по карточкам, лежала на столе. По­ том Тоня стала собираться домой, пошла к двери, а я в это время подошла к столу и вижу: буханки хлеба нет. —Мама, а где хлеб? Тоня смотрит на нас не мигая широко раскрытыми глазами, стоит, как вкопанная. —Тоня, повернись! Мы взяли из ее руки хлеб, а она с ревом бросилась из комнаты. Оказалось, что девочка не ела два дня. Неудивительно, что после войны мы хотели наесться хлеба досыта. Это была наша заветная мечта. Нои после войны она еще долго не осуществлялась. Карточки были отменены только в 1947 году»17. 323

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz