Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
казалось, что все опасности позади, у входа в Кольский залив пароход ата ковали немецкие бомбардировщики. В корабль попадают три бомбы: две пробили борт и взорвались в воде, а третья угодила в твиндек пятого трюма, загруженного бочками с бензином, прошла по нему рикошетом, сорвала днище у двадцати бочек, тут же упала и не взорвалась. Через некоторое время (а вдруг последует взрыв?) боцман с матросами спустились в трюм, осторожно положили бомбу на матрац и выбросили за борт. А вот как описывал труд русских женщин в порту американец Дейв Марлоу: «Огромные воронки зияли там, куда упали бомбы. Группа пожилых женщин за сыпала их. Только упрямая настойчивость этих женщин поддерживала эти причалы в состоянии годном к использованию. Женщины продолжали работу, несмотря на глу бокий снег и жестокий мороз. Они вновь приступали к работе, как только кончался налет, и работали даже во время налета, если он не был очень интенсивным... Русские работали медленно, но, не переставая. 24 часа в сутки они носили, толкали, тянули, работая без отдыха в пургу, продолжавшуюся неделями, прибли жая разгрузку к концу...»25 Другой иностранец наблюдал, как взрослые мурманчане втыкали не мецкие зажигалки, как цигарки, в снег или в землю, а дети быстренько «при бирали к рукам» обтекаемые половинки кассет от этих бомб и использова ли их потом, как санки. И все это вместе взятое называлось —работа в тылу. Сложное положение было с организацией питания портовиков и груз чиков. Создали бригаду рыбаков и отправили ее в Териберку: выловленная и доставленная в Мурманск треска пошла в котлы общепита. Было разре шено вылавливать в Кольском заливе оглушенную во время бомбежек и всплывшую рыбу... Часть продовольственных грузов, рассыпанных и раз бросанных на территории порта при бомбежках, также шла в общий котел. (Торговый порт имел три столовые — в центральном районе, на каботажке и на улице Челюскинцев). Но из-за нехватки овощей, из-за перенапряжения многие работники порта и прибывшие грузчики заболевали цингой — к июню 1942 года тако вых было более полутора тысяч. После массированных летних бомбежек и пожаров порт потерял три четверти жилых и складских помещений, началась строительная эпопея. Грузчики становились лесорубами (заготовили шесть тысяч кубометров дре весины), строителями (построили 85 жилых землянок за городским клад бищем, у озера Малое)26. Для нужд строительства собирали обгорелые гвоз ди, оконные навесы и шпингалеты. 261
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz