Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

полка, считал себя счастливцем: хотя и жарковато, но можно вытянуть ноги, опухшие от стояния в очередях. И еще была одна трудность в пути —как обеспечить себя и семью пита­ нием и водой на маршруте следования. Ну, с водой было легче — на узло­ вых станциях были водокачки и кипятилки. А вот хлеб, картошку и прочую снедь ищи на пристанционном базаре: есть деньги —покупай, нет —что-то на что-то меняй. Кусок мыла шел в обмен на хлеб, рыбу, пирожки с кар­ тошкой, кофточку или свитер меняли на кринку молока для детей. Вот так и добирались до далекого, но спасительного Мурмана. Что же касалось автомобильного транспорта, то в первые же дни Вели­ кой Отечественной войны большая часть исправных автомобилей переко­ чевала из гражданских гаражей в части Красной Армии. Для нужд области остались только неисправные, изношенные машины, а также несколько газогенераторных автомобилей ГАЗ-42 и ЗИС-21, которые поступили в ав­ тохозяйства перед самой войной. В 1942 году в Мурманск от союзников, главным образом из США, по ленд-лизу стали поступать автомобили «форд», «шевроле», «студебеккер», «виллис». Их везли морем на кораблях, и поступали они часто разобранны­ ми. Для их сборки на автобазе порта и в воинских частях были организова­ ны мастерские. Импортные автомобили предназначались для нужд армии, но так как торговый порт и железная дорога Мурманска работали на оборону, часть этих машин была передана городу, в частности, таким его крупным пред­ приятиям, как торговый и рыбный порты, судоверфь, СРЗ в Росте. Для нор­ мальной эксплуатации этих автомобилей были организованы специальные курсы, которыми руководил Николай Александрович Завьялов, —впослед­ ствии ветеран труда, почетный автотранспортник Мурманска. Он же при­ нимал экзамен по устройству и эксплуатации машин. Мурманское автоуправление располагалось во время войны вдвухэтажном деревянном доме облисполкома на улице Красноармейской, 2 (на этом месте ныне стоит каменный, красного цвета, корпус пединститута). Шофер военной поры пожарный Николай Ефимович Корсаков как-то вспоминал: «Машина без передыху в работе. В 1942 году налеты на город велись постоянные. В зимнее время начинались вечером, а заканчивались под утро. Летом бомбили весь день с перерывом на обед. Город пылал, и полуторка металась по улицам, как угорелая: мы пытались спасти, что было можно...» В суровом ритме прифронтовой полосы проходила в военные годы и деятельность мурманской ГАИ. В силу специфики службы милиционеры- 255

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz