Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

рез четырнадцать часов будем в Кандалакше, так как эшелоны идут безостановоч­ но. Поверили, и устроились очень хорошо в классном вагоне. 24 сентября. Проснулся ночью. Стоим. Отъехали всего 56 км. Уже давно про­ шли обещанные 14и даже 20 часов, а мы еще не в Кандалакше. Потом прошел слух, что Кандалакша будет через 2—3 часа, но вслед за этим поезд снова встал, и мы узнали, что в Кандалакшу он вообще не пойдет, так как сворачивает на Ням-озеро. 25 сентября. Ругаясь, вылезли на каком-то полустанке. Нам оставалось на вы­ бор: либо идти пешком “по шпалам” до основной магистрали и там ловить подхо­ дящие эшелоны, либо 3часа ждать поезда, который пойдет в Кандалакшу. Выбрали последнее. Долго ходили по путям, греясь и поглядывая на часы. Наконец, через 3 часа узнали, что поезд опаздывает на 2—4 часа. Окончательно промерзнув, изго­ лодавшись и обозлившись, в 9 часов вечера наконец тронулись в Кандалакшу». После трехдневного пребывания в войсках 19-й армии генерал от ме­ дицины вновь в пути: «29 сентября. Поезд опоздал, и мы выехали только в семь часов утра. С трудом достали места. За окнами скалы, озера, горные реки. Обгоняем эшелоны с войсками. Навстречу идут грузы прямо из Америки, даже на американских платформах и с американскими паровозами. В Мурманск приехали вечером». И вот последнее такого рода свидетельство: «10 ноября. Поезд идет в Беломорск. Стою у окна и размышляю о будущем. По обе стороны дороги видны бесчисленные воронки, заполненные водой и покрытые тонким слоемльда. Совсем недавно здесь были самые опасные места. Немцы летали сюда с аэродрома Алакуртти, пытались парализовать железную дорогу. Теперь немецкие самолеты никогда здесь летать не будут»21. Что же касалось рядовых мурманчан, то им в войну приходилось пользо­ ваться железнодорожным транспортом нечасто. Либо при поездке в коман­ дировку внутри области, либо при возвращении из эвакуации. Но во вто- Во-первых, нужно было получить разрешение на въезд в прйфронто- вую зону. Во-вторых, надо было приобрести билет в железнодорожной кассе, где круглосуточно бушевали страсти и было настоящее столпотворение. Люди, желающие приобрести бйлет на поезд, стояли в очередях не часами, а сут­ ками и неделями. В-третьих, даже купив вожделенный билет, пассажир не был уверен, что уедет. Приходилось штурмовать вагоны, залезать через окна, летом ехать на крыше, а зимой в тамбурах. Да и в вагонах шла борьба за «приличное место» —хотя бы присесть, где-то приткнуться. Кому доставалась багажная 254

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz