Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

«Мне выпала высокая честь вести первый эшелон с рыбной продукцией для героических защитников Ленинграда по освобожденной Кировской магистрали. Маршрут я обязуюсь довести по графику и с высокими эксплуатационными показателями. Те деньги, что причитаются мне за эту поездку, я вношу в фонд дальнейшего восстановления Кировской магистрали». Рядом с мурманскими транспортниками работали солдаты железнодо­ рожных войск Карельского фронта. Бывший заместитель командира роты 6-го железнодорожного батальона Николай Козловский вспоминал: «Помню по прибытии на станцию Мурманск наш эшелон ночью попал под бомбы, в результате был тяжело ранен командир батальона Цхая-Никитьев. Вагоны во многих местах были изрешечены осколками, но большинство солдат остались живыми —вот так мы получили крещение на путях станции. Наша рота восстанавливала причалы, разгружала суда конвоя союзников в ос­ новном с продовольствием. Бывали случаи, когда продовольствие, разгруженное на причалы, попадало под взрывную волну и разбрасывалось (консервы, яичный порошок, сахар и др.). Часто приезжал на причалы И. Д. Папанин со свитой как уполномоченный Государственного Комитета Обороны. Приезжал на “виллисе”. Однажды после от­ боя воздушной тревоги вместе со мной вице-адмирал проверил бомбоубежище и не застал там людей, моих солдат. Он был очень доволен, похлопал меня по плечу за порядок, организованность, да так, что моя шапка, носимая на затылке, упала в залив. Тут же Папанин распорядился дать взамен новую... Или вот эпизод. У вокзала станции Мурманск стоял поезд-баня, а рядом зда­ ние агитпункта и здравпункта. Наша рота после санобработки перешла в здание агитпункта. И тут же налетели самолеты. Бомба попала в заднюю часть здания, где был медпункт. Многие медсестры погибли, а мы в другой части здания уцелели»20. Конкретное представление о работе пассажирского железнодорожного транспорта Заполярья в 1944 году дает нам дневник главного хирурга Ка­ рельского фронта А. А. Вишневского: «30 марта... Поезд Москва—Мурманск, которым мы должны ехать, опоздал на 8 часов. С большим трудом уселись и сразу же легли спать, так как от ожидания очень устали. Машины свои погрузили на платформы. 31 марта... Навстречу идут поезда с орудиями на платформах. Между классны­ ми и товарными вагонами мелькают зенитки и пулеметы. Вокруг лес, горы, скалы. Подъезжаем к Кандалакше. Залив покрыт льдом и снегом. Солнце какое-то осо­ бенное, ослепительное. Снег сверкает, слепит глаза. Дома деревянные». Спустя почти полгода А. А. Вишневский вновь ехал из Беломорска на северный фланг Карельского фронта. Вот эти записи из дневника: «23 сентября. Решили с Молчановым ехать в Кандалакшу. Отправились туда санитарным поездом, который перевозит госпиталь на Север. Уверили нас, что че­ 253

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz