Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
сигналу возвращались при отбое воздушной тревоги. Восстанавливали разрушен ные мосты, пути, здание вокзала. Работали по 14 часов. Это сейчас ходят в магазин за картофелем, а в годы войны разрабатывали землю и выращивали его сами. От голода и лес спасал: собирали грибы, ягоды и сдавали в леспромхоз. Взамен получали спирт и водку, а потом выменивали на хлеб, тушенку у солдат, которые ехали на передовую: надо было ребятишек кормить. Иногда удава лось продать ягоды. У здания вокзала стояли столы —подобие базара»18. В 55-ю годовщину Победы журналистка Ю. Валамина беседовала с же лезнодорожником А. Н. Жариковым, которого в Заполярье занесло ветра ми Великой Отечественной войны. На фронт парень попросился сам. И привели его рельсы уже родной «железки» в Ленинград, потом — в Мур манск. Попал на Рыбачий. Служил в пулеметной роте. Бесшабашной храб ростью не отличался —под пули не лез, но от них не прятался. Неизвестно, как сложилась бы дальше его фронтовая судьба, да вышел приказ, по кото рому в 42-м году всех железнодорожников вернули на транспорт. Так он вновь оказался в кабине паровоза. «Ездили в основном в Ваенгу (Североморск), —говорит Александр Николаевич, — грузы военные перевозили. Что и сколько везем —не спрашивали. Нас ночью в основном отправляли, чтобы не такой лакомой приманкой для вражеских самолетов были. Но под бомбежкой пришлось не раз побывать. Да и бог миловал. Правда, раз между Кицей и Тайболой разведчик с воздуха нас обстрелял. Ехали мы спасать нетронутые огнем вагоны из горящего на станции месива. Так этот гад разведчик нам бак с водой попортил, едва до места добрались...» Из других машинистов военной поры надо обязательно вспомнить Сер гея Яковлевича Кирюшкина. Вот как о нем писали в служебной характери стике, составленной 3 октября 1941 года: «3 июля 1941 года на перегоне станции Выходной вражеский самолет ранил С. Я. Кирюшкина, и, будучи раненым, истекая кровью, он не оставил своего поста... По выздоровлении от ран вновь водит по-кривоносовски поезда и по-лунински ухаживает за электровозом. Его локомотив прошел между периодическими ремонтами при норме 10 тысяч километров 13,5 тыс. км»19. В 1943 году, соревнуясь за достойную встречу Всесоюзного дня желез нодорожников, С. Я. Кирюшкин достиг наивысших показателей среди во дителей электровозов в депо, выполнив задание по технической скорости на 113,5, а по участковой скорости — на 152 процента. Когда Кировская магистраль была полностью освобождена от врага, мурманчане отправили в подарок ленинградцам выловленную сверх плана рыбу. На митин ге, посвящ енном проводам маршрута, Кирюшкин сказал: 252
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz