Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
Коллектив железнодорожного узла во время бомбардировок, не щадя жизни, не взирая на опасность, самоотверженно боролся по ликвидации пожаров, восста новлению путей и связи контактной сети, спасению подвижного состава и грузов...»12 О железнодорожниках Кандалакши в первые месяцы войны Г. В. Ели сеев писал: «Кандалакшские железнодорожники эвакуировали значительную часть обору дования электровозного, паровозного и вагонного депо. Но самое необходимое для обеспечения перевозок они оставили. Все же и тут чуть не произошло то, что случи лось на механическом заводе. В период самых тяжелых боев на Кандалакшском и Мурманском направлениях в управление Кировской железной дороги пришла ди ректива заместителя наркома путей сообщения Филиппова —срочно демонтиро вать контактную электросеть от станции Кандалакша до Мурманска; снятую брон зу и крепления, чтобы не достались врагу, отправить в глубь страны. Это означало остановку движения, так как на отделении не было достаточного резерва парово зов, чтобы заменить ими электровозы. О том, что работники электротяги узла уже приступили к демонтажу линии, мы в горкоме партии узнали от секретаря узлового парткома Н. Н. Киселева и начальника политотдела А. А. Алексеева. Я поручил им передать начальнику энергоучастка Сосновскому указание горкома приостановить работы и для верности послал туда заведующего промышленным отделомА. А. Куз нецова. Сам же немедленно позвонил М. И. Старостину. —Вы правильно сделали, —сказал Максим Иванович. —Пока нет решения военных советов армии и флота, снимать сеть нельзя. Попробуйте связаться с нар коматом. Заместителя наркома, подписавшего директиву, на месте не оказалось, а по скольку вопрос не терпел отлагательства, я попросил московского телефониста пе реключить меня на аппарат наркома. Когда я коротко изложил суть вопроса, нар ком сказал: —Мне об этом уже кто-то звонил. Что ж, вам на месте виднее, что делать, но всю ответственность за ценности, которые могут оказаться у немцев, берите на себя. О разговоре с наркомом я тут же сообщил М. И. Старостину и услышал: —Хорошо. Будем отвечать. Истинная цена решения военного командования и обкома партии, взявших на себя ответственность за контактную сеть, проявилась позднее, когда железнодо рожники заполярной магистрали повезли на юг боевую технику, продовольствие и другие важные грузы, доставленные от союзников в Мурманский порт. Не пред ставляю, как можно было бы выполнить эту работу без электротяги. Поистине героическим был тогда труд железнодорожников —членов поезд ных бригад. Машинисты водили локомотивы под постоянной угрозой нападения с воздуха, не раз подвергались бомбежкам и обстрелам на станциях и перегонах. Не редко теряли своих товарищей, но всю войну бесстрашно выполняли свой долг пе ред Родиной»13. 250
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz