Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

подвал, где находилась типография, сохранился до конца войны. Но, несмотря на такие разрушения, мы бесперебойно получали электричество». Правда, другой ветеран, А. А. Воронин, утверждал, что в этот дом, на углу проспекта Ленина и Комсомольской улицы, где на первом этаже был магазин военторга, а в подвале помещалась типография, попала всего одна 250-килограммовая бомба и ею, мол, был деформирован лишь фундамент. Ну что ж, даже если это и так, дело в данном случае не в том, сколько бомб попало в дом и как он разрушен, а в том, что электроснабжение города не прекращалось, не взирая на бомбежки. Мужественно вели себя работники электростанции при отражении воз­ душных налетов. Враг неоднократно пытался уничтожить ТЭЦ. 23 июня 1942 года она в очередной раз подвергалась налету гитлеровских бомбарди­ ровщиков. Юмая 1943 года на ТЭЦ была сброшена двухтонная торпеда. По счастливой случайности эта громадина не попала в здание, а зарылась на треть в болотистую жижу (была оттепель) и не взорвалась. Не так-то легко было ее оттуда вытащить и вывезти за город. Шофером на автомобиле ГАЗ-АА, на котором предстояло вывозить смертоносный груз, была Анна Попова. Можно себе представить ее состояние, когда за спиной у нее, в кузове, нет-нет да и шевелилась «фашистская акула». Но все кончилось благополучно: Анна сумела вывезти торпеду за город, где ее и взорвали. Из других работников ТЭЦ военной поры хотелось бы вспомнить доб­ рым словом Михаила Ивановича и Надежду Захаровну Козловых, которые в 1944 году пришли на предприятие (тогда их звали просто Мишей и На­ дей). Потом, уже в послевоенное время, сюда же пришел их сын Виктор. Эта семья отдала родному предприятию в общей сложности сто (целых сто!) лет работы. И подобных династий на ТЭЦ выросло много. Праздник для работников ТЭЦ, как и для всех жителей Мурманска, наступил осенью 1944 года, когда после разгрома немецко-фашистских войск в Петсамо-Киркенесской операции были отменены затемнение и светомас­ кировка, и на улицах, впервые после зимы 1941 года, зажглись фонари. Теперь о транспортниках и связистах. О работе железнодорожников мы дадим ряд недавно обнаруженных архивных и газетных материалов и официальный отчет той поры. В архиве Мурманского областного управления МВД хранятся сводки МПВО военной поры. В них говорится, что Мурманский железнодорож­ ный узел за 1941—1944 годы подвергался бомбардировкам с воздуха 97 раз. Во время этих налетов было сброшено 757 фугасных и осколочных авиа­ бомб и более 42 тысяч зажигательных. Ими было повреждено и разрушено: железнодорожных путей — 5324 погонных метров, стрелок — 24 штуки, 248

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz