Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

ПОД БОМБАМИ - НА ПРОМЫСЛЕ И СУДОРЕМОНТЕ Н ачнем с рыбаков. Для промысловиков это были нелегкие рейсы, часто опасные. В море шныряли вражеские субмарины, над морем кружи­ лись «юнкерсы» и «мессершмитгы». Конечно, траулеры уходили на промы- рел не безоружными. Но все-таки рыбацкое судно оставалось в основном именно рыбацким. «Первый день войны застал наш РТ-41 “М. Горький” в море, —вспоминал Ф. Ф. Богданов. —Я был на нем вторым механиком... Больше сотни тонн рыбы уже уложили моряки в трюм. Каждый очередной трал приносил богатую добычу. И тут с берега пришла радиограмма: “Война!”» Капитан РТ-81 «Коломна» Алексей Степанович Суханов в июне 1941 года промышлял треску у острова Медвежий... Было тихо, сравнительно тепло, видимость отличная. Трал был в воде, и старпом П. А. Задорин вни­ мательно следил за поверхностью воды. «Но что это так подозрительно покачивается вдали?» —подумалось мо­ ряку. Взяв бинокль, рыбак увидел «рогатую смерть» — морскую мину... А тут как раз и радист доложил: «Москва объявила о нападении фашистской Германии на СССР. Приказано идти в порт». В Мурманске получили новый приказ: все исправные траулеры пере­ дать Северному военно-морскому флоту. Остальные же корабли тралового флота вскоре стали продолжать промысел рыбы. Осенью 1941-го вышел на промысел первый отряд кораблей под руко­ водством опытного рыбака, капитана-флагмана Ивана Николаевича Деми­ дова. В книге «На траулерах в Баренцевом море» так говорится об этом: «Люди не спали по суткам, и скоро трюмы кораблей были наполнены рыбой. Можно было пускаться в обратный путь. На этот раз траулерам не удалось избежать встречи с врагом —трое из них вернулись в порт благополучно, а четвертый вместе со всем экипажем нашел свою могилу в пучине холодного моря. Люди пали смертью героев на посту великого служения Родине...»1 Николай Григорьевич Дементьев плавал в те грозовые годы старшим механиком на траулере «Ф. Дзержинский». «Больше всего нас донимала темнота, —рассказывал он. —Представьте, каково было вести судно, когда не светил ни один маяк! И на самом траулере тоже, конечно, не было ни огонька (маскировка!). К примеру, спускаем трал. Двое матросов с палками становятся у центральных роликов. Одна палка —на один ваер, другая — на другой. Проходит “марка” — палка вздрагивает в руке. Так и определяли — сколько же вытравлено ваеров...» 236

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz