Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
ционной техники, несколько наивный и, возможно, дилетантский вопрос: «Во время Второй мировой войны чьи самолеты и летчики были сильнее и лучше?» И вот какой он получил ответ: «А как оценивать? По сбитым самолетам? Если так, то лучший —майор Люф тваффе Эрих Хартманн, у него на счету 352 сбитых самолета, из них 347 советских. В книге рекордов Гиннесса записано, что наибольшее число побед за один вылет одержал немецкий майор Эрих Рудорффер —6 ноября 1943 года на советско-гер- манском фронте он за 17 минут боя сбил 13 самолетов. Вообще, у немцев во Второй мировой 104 летчика сбили по 100 и более самолетов. Но летали все, и в каждой стране были свои асы. Лучший пилот Японии лейте нант Хиройоши Нишизава имел 103 победы, финский лейтенант Эйно Юутилай- нен сбил 94 наши машины. А лучший советский ас генерал-майор Иван Кожедуб записал на свой счет 62 победы. Обидная статистика, даже оскорбительная. Но в чем причины? Немцы летали чаще и больше. У того же Хартманна 1400 боевых вылетов, 800 воздушных боев, 352 победы. А у Кожедуба 330 вылетов, 120 боев, 62 победы. Программа летной подготовки советских пилотов военного времени была рас считана на 50 часов налета, из них 11 —самостоятельно, без инструктора, из кото рых только 5 (всего пять!) на боевой, а не учебно-тренировочной машине... Пара месяцев учебы и на фронт! Немцы же учились год-два, набирали по 150—200 часов полета. Как говорится, почувствуйте разницу... Ну и потом искусство пилота может проявиться только на хорошей машине. Например, когда в 1941—1942 годах у японцев появились истребители “зеро”, аме риканцы на Тихом океане несли страшные потери, в соотношении 30 к 1. Но когда позже на смену старому хламу американцы выставили “хеллкэты” и “корсары”, тогда уже японцы стали гореть, как мотыльки. В последнем большом воздушном сражении на Тихом океане в 1944 году над Окинавой были сбиты 3 “хеллкэта” и 115 “зеро”. И наш Борис Сафонов, может быть, был одним из самых лучших в мире летчи ков! Начать войну на стареньком И -16, потом пересесть на несчастную рухлядь, доставшуюся от союзников, и умудряться при этом сбивать немцев —это дорогого стоит...»36 Далее Эльдар Гулиев дал такое разъяснение: «Другая проблема. Немецкого аса Герхарда Баркхорна (301 победа) наши сби вали 9 раз, упоминавшегося Эриха Рудорффера (222 победы) —вообще 18 раз. Но они вновь возвращались в строй. А у нас соотношение потерь, как правило, было 1 самолет — 1пилот. О чем это говорит? А вот о чем. Если, например, цельнометаллический “Мес- сершмитт BF-109” имел полностью бронированную кабину, то у наших истребите лей, практически у всех, единственной защитой была бронеспинка. Конструкция самолета —деревянная, из дюраля только несущие балки. Корпус обтягивался пер 232
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz