Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

ционной техники, несколько наивный и, возможно, дилетантский вопрос: «Во время Второй мировой войны чьи самолеты и летчики были сильнее и лучше?» И вот какой он получил ответ: «А как оценивать? По сбитым самолетам? Если так, то лучший —майор Люф­ тваффе Эрих Хартманн, у него на счету 352 сбитых самолета, из них 347 советских. В книге рекордов Гиннесса записано, что наибольшее число побед за один вылет одержал немецкий майор Эрих Рудорффер —6 ноября 1943 года на советско-гер- манском фронте он за 17 минут боя сбил 13 самолетов. Вообще, у немцев во Второй мировой 104 летчика сбили по 100 и более самолетов. Но летали все, и в каждой стране были свои асы. Лучший пилот Японии лейте­ нант Хиройоши Нишизава имел 103 победы, финский лейтенант Эйно Юутилай- нен сбил 94 наши машины. А лучший советский ас генерал-майор Иван Кожедуб записал на свой счет 62 победы. Обидная статистика, даже оскорбительная. Но в чем причины? Немцы летали чаще и больше. У того же Хартманна 1400 боевых вылетов, 800 воздушных боев, 352 победы. А у Кожедуба 330 вылетов, 120 боев, 62 победы. Программа летной подготовки советских пилотов военного времени была рас­ считана на 50 часов налета, из них 11 —самостоятельно, без инструктора, из кото­ рых только 5 (всего пять!) на боевой, а не учебно-тренировочной машине... Пара месяцев учебы и на фронт! Немцы же учились год-два, набирали по 150—200 часов полета. Как говорится, почувствуйте разницу... Ну и потом искусство пилота может проявиться только на хорошей машине. Например, когда в 1941—1942 годах у японцев появились истребители “зеро”, аме­ риканцы на Тихом океане несли страшные потери, в соотношении 30 к 1. Но когда позже на смену старому хламу американцы выставили “хеллкэты” и “корсары”, тогда уже японцы стали гореть, как мотыльки. В последнем большом воздушном сражении на Тихом океане в 1944 году над Окинавой были сбиты 3 “хеллкэта” и 115 “зеро”. И наш Борис Сафонов, может быть, был одним из самых лучших в мире летчи­ ков! Начать войну на стареньком И -16, потом пересесть на несчастную рухлядь, доставшуюся от союзников, и умудряться при этом сбивать немцев —это дорогого стоит...»36 Далее Эльдар Гулиев дал такое разъяснение: «Другая проблема. Немецкого аса Герхарда Баркхорна (301 победа) наши сби­ вали 9 раз, упоминавшегося Эриха Рудорффера (222 победы) —вообще 18 раз. Но они вновь возвращались в строй. А у нас соотношение потерь, как правило, было 1 самолет — 1пилот. О чем это говорит? А вот о чем. Если, например, цельнометаллический “Мес- сершмитт BF-109” имел полностью бронированную кабину, то у наших истребите­ лей, практически у всех, единственной защитой была бронеспинка. Конструкция самолета —деревянная, из дюраля только несущие балки. Корпус обтягивался пер­ 232

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz