Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
Мне не оставалось ничего иного, как круто направить самолет вниз, в сторону ко раблей, которые с боем пытались прорваться в Петсамо. Советские самолеты нача ли меня преследовать. По иронии судьбы, они из дичи превратились в охотников и открыли прицельный огонь по мне. На высоте немногих сотен метров над конвоем я сорвал фонарь и, уже тяжело раненный, оставил свой горящий самолет. Погру зившись в холодные воды полярного моря, я подумал, что мне пришел конец. Но, на мое счастье, появилась спасательная лодка и взяла меня на борт”. Обер-фельдфебель Ганс Дебрих, совершивший 246 боевых вылетов, имел на своем счету 65 воздушных побед, за свою боевуюдеятельность на Полярном фронте был награжден Железными крестами I и II степени, Золотым крестом, “Почетным кубком”, а в госпитале ему вручили Рыцарский крест. После продолжительного лечения по состоянию здоровья ему уже не разрешили участвовать в боевых выле тах и назначили инструктором по боевой тактике в эскадре. Дебриху было суждено пережить войну. Он умер в 1983 году... Несколько раньше Дебриха, 3 июня, в тяжелом воздушном бою в районе Колы погиб лейтенант Герхард Хардер. 15 июня был сбит в районе Мурманска унтер- офицер Морс, которого лишь 18 июня обнаружила в тундре поисковая группа и вывезла живым и невредимым на свой аэродром. И последнюю, но очень чувствительную потерю на Полярном фронте 6-я эс кадрилья в 1943 году понесла 20 июля. С боевого задания не вернулся один из моло дых способных пилотов —унтер-офицер Хорст Оберлендер, имевший к этому вре мени 9 воздушных побед. В тот день эскадрилья вместе с другими отражала налеты торпедоносцев “бостон”, бомбардировщиков Пе-2 и штурмовиков Ил-2, наносив ших удары под прикрытием истребителей по морскому конвою в районе Вардё. Немецкие пилоты видели, как его BF 109G-6 в бою с “аэрокобрами”, выходя на бреющем из атаки, задел законцовкой плоскости за гребень волны, перевернулся и упал в воду. Пилот утонул вместе с самолетом. Напряженные воздушные сражения продолжалисьдо ноября месяца, но теперь под натиском советской ударной и торпедной авиации инициатива в борьбе за гос подство в воздухе окончательно перешла в руки к советскому командованию. Со ветские летчики перешли к наступательным действиям, а враг лишь принимал не обходимые контрмеры. Немецкие документы свидетельствуют об этом. Выполне ние оборонительных задач стало первостепенным для противника со второй половины сорок третьего года. Это вынудило Люфтваффе перейти к обороне, осла бив давление, которое первоначально оно оказывало на наши ВВС на Мурманском направлении. Сорок третий действительно оказался для нас годом коренного перелома, и этот перелом в первую очередь произошел в нас самих, в умении штабов правильно планировать, а исполнителей —грамотно осуществлять задуманное. С огромным трудом и серьезными потерями накапливался этот опыт, который позволил одер жать победу над опытным и сильным врагом»35. ...Как-то сравнительно недавно журналист Петр Болычев задал мур манчанину Эльдару Гулиеву, интересующемуся проблемами мировой авиа 231
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz