Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

с ракетами, два головных шелковых платка, тесак, бортпаек. Летчик, судя по над­ писи на парашюте, по фамилии Мюллер. Гвардии младший лейтенант Бокий сбил один ФВ-190. Самолет взорвался в воздухе над южной частью озера Черногубское. Данные подтверждают 72-я и 542-я зенитные батареи 190-го ЗАП. Гвардии капитан Сорокин сбил один Me-109. Самолет упал в 2 км южнее озера Малъявр. Падение самолета подтверждают все летчики, участвовавшие в этом бою”. Из этогодокумента явствует, что немецкого аса сбил капитан Сгибнев. Кстати, и в протоколе предварительного допроса Мюллера в графе “Обстоятельства плене­ ния” записано: “Сбит в воздушном бою капитаном Сгибневым”. Наверное, поэто­ му некоторые авторы в своих публикациях лавры победы над Мюллером отдают командиру 2-го гвардейского ИАП. Но уже в оперативной сводке № 113от 23 апреля сделанодополнение: “По уточ­ ненным данным, в воздушном бою 19.04.43 гвардии капитан Сгибнев сбил два Me-109, которые упали в 5—9 км юго-восточнее озера Черногубское. Гвардии млад­ ший лейтенант Бокий подбил 1Ме-109Г, который, будучи сильно поврежден, про­ извел вынужденную посадку в 8 км от озера Малъявр, пилот обер-фельдфебель Мюллер взят в плен...”»34 В оперативных сводках говорится о пяти сбитых вражеских самолетах, из которых четыре подтверждаются постами наземного наблюдения. Это дало позднее основание утверждать, что в этой схватке летчиками ВВС Се­ верного флота «отборной» эскадрилье был нанесен тяжелый урон. Посты ВНОС и наблюдатели зенитных батарей не ошиблись. В этом бою действительно было сбито четыре самолета. Однако немецким из них, увы, являлся лишь один... «Expertenstaffel» потеряла один BF-109G, ВВС Северного флота —«аэрокобру» и 122-я дивизия ПВО —два «харрикейна». Это как раз тот случай, не раз повторявшийся в небе Заполярья, когда летчики из двух разных соединений (в этом случае ВВС Северного флота и ПВО), не подчиненные друг другу, участвуя в одном и том же бою, не толь­ ко не учитывали действий соседних формирований, но и записывали на боевые счета сбитые немцами свои самолеты как вражеские. По мнению Ю. Рыбина, на победу над обер-фельдфебелем Мюллером имеют одинаковые шансы претендовать два советских летчика — гвардии младший лейтенант Н. А. Бокий и старшина Н. С. Дыгало. К сожалению, жизненный путь старшины Николая Дыгало оказался недолгим. 25 мая при перебазировании полка произошло столкновение в воздухе двух самолетов. Сержант Н. АКоротыч при перестроении в звено из левого пеленга в правый сверху винтом отрубил хвостовое оперение «хар­ рикейна» своего командира звена —старшины Дыгало. Летчик выбросился с парашютом из стремительно падающего самолета, но высота была слиш­ ком малой, и парашют не успел раскрыться. 229

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz