Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
значительно более сильный истребитель Me- 109Ф-4, который превосходил по своим боевым характеристикам все имевшиеся на Севере отечествен ные и иностранные истребители. Характер боевых действий в небе Заполярья в 1942 году стал носить иной характер, чем в 1941-м. По-прежнему сохранялось значительное чис ленное преимущество бомбардировочной авиации противника. Истреби тельная же авиация немцев стала действовать значительно активнее, уве личилась ее численность, значительно улучшилось качество. Ме-109Ф-4 позволил немецким пилотам успешно действовать против превосходив шей по численности советской истребительной авиации. Данные этой машины были таковы, что позволяли фашистскому летчику вести именно наступательный бой, производя атаку на больших скоростях, затем легко взмывать вверх и снова повторять атаку, а в случае необходимости —ухо дить из-под удара. Перед советской авиацией тогда стояла наиважнейшая задача, которая носила стратегический характер в связи с движением союзных конвоев в северные порты Мурманск и Архангельск. Истребители должны были за щитить от воздушного нападения военные объекты и город Мурманск с его портом. Эта проблема решалась в очень сложных условиях прифронтового города. Малое подлетное время вражеских бомбардировщиков, а также от сутствие совершенной системы дальнего обнаружения (имеется в виду сис тема радиолокационного обнаружения) обусловили те большие разруше ния города, которые причинила фашистская бомбардировочная авиация в 1942 году. И, тем не менее, советские летчики и силы ПВО мужественно сража лись с коварным врагом. Как совершенствовалась тогда русская система ПВО, говорят цифры, приведенные в свое время генералом И. М. Соколовым: «14 апреля 1942 года на Мурманскшли 76 фашистских самолетов, прорвались 16; 23 апреля летели 20 самолетов, прорвалось 6; 31 мая того же 1942 года в налете участвовали 65 самолетов, никто из них до Мурманска не долетел. Винтенсивных воздушных боях в Заполярье, как на сухопутном участке фрон та, так и на морских коммуникациях, немецкая авиация несла тяжелые потери, осо бенно в бомбардировочной авиации. Напряженные бои под Сталинградом не по зволили немецкому командованию пополнить свои военно-воздушные силы в За полярье. К концу 1942 года на Мурманском направлении враг имел около 60 истребителей, около 60 бомбардировщиков и до 20 самолетов-разведчиков. Значи тельная часть этих сил с наступлением полярной ночи была переброшена южнее — на северные аэродромы Финляндии (Алакуртти и другие). Вражеская авиация ак тивизировала действия по срыву перевозок по Кировской железной дороге. 225
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz