Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

значительно более сильный истребитель Me- 109Ф-4, который превосходил по своим боевым характеристикам все имевшиеся на Севере отечествен­ ные и иностранные истребители. Характер боевых действий в небе Заполярья в 1942 году стал носить иной характер, чем в 1941-м. По-прежнему сохранялось значительное чис­ ленное преимущество бомбардировочной авиации противника. Истреби­ тельная же авиация немцев стала действовать значительно активнее, уве­ личилась ее численность, значительно улучшилось качество. Ме-109Ф-4 позволил немецким пилотам успешно действовать против превосходив­ шей по численности советской истребительной авиации. Данные этой машины были таковы, что позволяли фашистскому летчику вести именно наступательный бой, производя атаку на больших скоростях, затем легко взмывать вверх и снова повторять атаку, а в случае необходимости —ухо­ дить из-под удара. Перед советской авиацией тогда стояла наиважнейшая задача, которая носила стратегический характер в связи с движением союзных конвоев в северные порты Мурманск и Архангельск. Истребители должны были за­ щитить от воздушного нападения военные объекты и город Мурманск с его портом. Эта проблема решалась в очень сложных условиях прифронтового города. Малое подлетное время вражеских бомбардировщиков, а также от­ сутствие совершенной системы дальнего обнаружения (имеется в виду сис­ тема радиолокационного обнаружения) обусловили те большие разруше­ ния города, которые причинила фашистская бомбардировочная авиация в 1942 году. И, тем не менее, советские летчики и силы ПВО мужественно сража­ лись с коварным врагом. Как совершенствовалась тогда русская система ПВО, говорят цифры, приведенные в свое время генералом И. М. Соколовым: «14 апреля 1942 года на Мурманскшли 76 фашистских самолетов, прорвались 16; 23 апреля летели 20 самолетов, прорвалось 6; 31 мая того же 1942 года в налете участвовали 65 самолетов, никто из них до Мурманска не долетел. Винтенсивных воздушных боях в Заполярье, как на сухопутном участке фрон­ та, так и на морских коммуникациях, немецкая авиация несла тяжелые потери, осо­ бенно в бомбардировочной авиации. Напряженные бои под Сталинградом не по­ зволили немецкому командованию пополнить свои военно-воздушные силы в За­ полярье. К концу 1942 года на Мурманском направлении враг имел около 60 истребителей, около 60 бомбардировщиков и до 20 самолетов-разведчиков. Значи­ тельная часть этих сил с наступлением полярной ночи была переброшена южнее — на северные аэродромы Финляндии (Алакуртти и другие). Вражеская авиация ак­ тивизировала действия по срыву перевозок по Кировской железной дороге. 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz