Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

Успешные действия советской истребительной авиации, а также ее чис­ ленное превосходство, вынудили командование 5-го воздушного флота в августе 1941 года издать приказ, в котором летчикам предписывалось избе­ гать боя с советскими истребителями во всех случаях, когда на стороне нем­ цев нет очевидного численного перевеса. Немецкие летчики стали менять свое мнение о легкости войны на Севере. Командир немецкой истребительной эскадрильи 1/JG77 X. Карганико вспоминал: «Когда мне пришлось перебраться в Киркенес на самый северный участок, я охотнее всего снова бы вернулся на Канал (проливЛа-Манш), где, по-моему мнению, меня ожидали настоящие боевые вылеты. Но вместо этого — в это несчастное место!»30. Спустя несколько месяцев после нападения на Советский Союз, X. Карганико так уже не думал, подчеркивая при этом, что судьбе никогда не следует мешать. Но, несмотря на сильное противодействие со стороны советских истре­ бителей, гитлеровская авиация продолжала сохранять превосходство в воз­ духе, так как вела активные наступательные действия, имела превосход­ ство в бомбардировщиках. Сказывался и большой опыт немецких летчи­ ков, накопленный за два года войны в Европе. Очень часто немцы летали тогда на «свободную охоту». Пилоты M e-110 (тяжелый двухмоторный ис­ требитель) часто использовали простой, но довольно эффективный такти­ ческий прием: пара или тройка M e-109 пролетала над одним из наших аэро­ дромов, вслед за ними сейчас же в воздух поднималось дежурное звено на­ ших истребителей. В этот момент со стороны солнца появлялся M e-110 и расстреливал взлетавшие советские истребители, которые порой даже не успевали убрать шасси. Таким образом над аэродромом Шонгуй, где бази­ ровался 145-й полк ВВС 14-й армии, были сбиты более десятка истребите­ лей. Этим трагическим событиям способствовало также отсутствие радио­ связи на наших истребителях, летчики которых фактически оказывались глухонемыми. В этой ситуации ни с земли не могли предупредить их об опасности, ни летчики друг друга. «Мессершмитгы» в воздушные единоборства обычно старались не всту­ пать, однако не упускали возможности внезапно атаковать наши одиноч­ ные самолеты. К тому же затяжные воздушные бои вражеским истребите­ лям были просто невыгодны, поскольку они базировались на удаленном аэродроме Хебуктен. Нехватка горючего на обратный полет вынуждала пилотов M e-109 находиться над нашей территорией не более 15 минут. 223

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz