Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

весьма непросто. И не случайно в наших авиачастях эти пулеметы заменя­ ли на советские пушки. Командир 1-й эскадрильи 768-го полка ПВО после встреч со сбитым и плененным немецким летчиком-асом Р. Мюллером, которые проводились с летчиками-истребителями, вспоминал: «Мюллер пытался преподнести нам свою тактику боя с нашими истребителями “харрикейн”, а я сидел и думал: “Сесть бы мне в “мессершмитт”, а его посадить в “английский гроб”, я ему такую бы тактику преподнес, что в жизни был бы только один взлет, а посадки уже не было”». И был еще один момент, о котором вспоминал на встрече с английски­ ми летчиками Питером Кнаптоном и Майклом Астеллом в девяностые годы ветеран Великой Отечественной войны Завет Арушанов. Моторы англий­ ских «харрикейнов» не могли работать на нашем бензине, октановое число которого не соответствовало нужным требованиям. Над этой проблемой работал тогда английский инженер Генри Броугэд. И изобрел катализатор для бензина28. В 1942 году на вооружение истребительных полков Заполярья стали поступать в значительных количествах американские самолеты Р-40С «то- магаук» и Р-40Е «китгихаук». Наши летчики оценивали Р-40С в целом выше, чем «харрикейны». Однако все были согласны с тем, что и эти машины во многом хуже и советских, и немецких истребителей. Недостаточная ско­ рость, плохая скороподъемность характеризовали и «томагаук» не лучшим образом. Отмечались, конечно, и положительные качества: хорошее воору­ жение, большая дальность полета, прочность и надежность планера само­ лета. И тем не менее Р-40С плохо подходил для равного боя с истребителя­ ми противника, и не случайно на Западе он использовался в первую оче­ редь как штурмовик. Р-40Е был еще более тяжелым , имел худшую скороподъемность, хотя скорость его несколько увеличилась. Но и на этих устаревших самолетах советские пилоты оказывали упорное сопротивле­ ние противнику, они отразили множество воздушных налетов на города и военные объекты, заставляли немецкие бомбардировщики сбрасывать свой смертоносный груз, не доходя до цели, и поворачивать обратно. Чуть позже на вооружение авиаполков стали поступать «эркобры» и «бостоны» (их использовали для дальней разведки). Сотрудничество с со­ юзниками продолжалось. Теперь о немецких летчиках. Сейчас в истории и публицистике прослеживается интересная линия — обелить фашизм и людей, сражавшихся за Гитлера: «Они были не винова­ ты. Они служили Германии. Они честно выполняли приказы и свой долг». Современные любители истории оправдывают и горных егерей, и фашист­ 221

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz