Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
весьма непросто. И не случайно в наших авиачастях эти пулеметы заменя ли на советские пушки. Командир 1-й эскадрильи 768-го полка ПВО после встреч со сбитым и плененным немецким летчиком-асом Р. Мюллером, которые проводились с летчиками-истребителями, вспоминал: «Мюллер пытался преподнести нам свою тактику боя с нашими истребителями “харрикейн”, а я сидел и думал: “Сесть бы мне в “мессершмитт”, а его посадить в “английский гроб”, я ему такую бы тактику преподнес, что в жизни был бы только один взлет, а посадки уже не было”». И был еще один момент, о котором вспоминал на встрече с английски ми летчиками Питером Кнаптоном и Майклом Астеллом в девяностые годы ветеран Великой Отечественной войны Завет Арушанов. Моторы англий ских «харрикейнов» не могли работать на нашем бензине, октановое число которого не соответствовало нужным требованиям. Над этой проблемой работал тогда английский инженер Генри Броугэд. И изобрел катализатор для бензина28. В 1942 году на вооружение истребительных полков Заполярья стали поступать в значительных количествах американские самолеты Р-40С «то- магаук» и Р-40Е «китгихаук». Наши летчики оценивали Р-40С в целом выше, чем «харрикейны». Однако все были согласны с тем, что и эти машины во многом хуже и советских, и немецких истребителей. Недостаточная ско рость, плохая скороподъемность характеризовали и «томагаук» не лучшим образом. Отмечались, конечно, и положительные качества: хорошее воору жение, большая дальность полета, прочность и надежность планера само лета. И тем не менее Р-40С плохо подходил для равного боя с истребителя ми противника, и не случайно на Западе он использовался в первую оче редь как штурмовик. Р-40Е был еще более тяжелым , имел худшую скороподъемность, хотя скорость его несколько увеличилась. Но и на этих устаревших самолетах советские пилоты оказывали упорное сопротивле ние противнику, они отразили множество воздушных налетов на города и военные объекты, заставляли немецкие бомбардировщики сбрасывать свой смертоносный груз, не доходя до цели, и поворачивать обратно. Чуть позже на вооружение авиаполков стали поступать «эркобры» и «бостоны» (их использовали для дальней разведки). Сотрудничество с со юзниками продолжалось. Теперь о немецких летчиках. Сейчас в истории и публицистике прослеживается интересная линия — обелить фашизм и людей, сражавшихся за Гитлера: «Они были не винова ты. Они служили Германии. Они честно выполняли приказы и свой долг». Современные любители истории оправдывают и горных егерей, и фашист 221
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz