Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
кий, живой, крепкий человек с несходящей с губ улыбкой... Эти двое отличались друг от друга, как небо и земля. Сафонов был традиционным типом русского — крупным, основательным, серьезным, методичным и неторопливым. Кухаренко же был невысокий и живой, всегда довольный и поразительно бесшабашный. Когда впервые Сафонов поднял в воздух “харрикейн”, он перед этим все тщательно про верил и произвел хороший прямой взлет, поднявшись на высоту 1500 футов, он два-три раза с выпущенными шасси выполнил круг и посадку, прежде чем испро бовал что-нибудь другое...»27 Русские историки не раз писали на тему сотрудничества русских и бри танских летчиков в трудный для России сорок первый год. Добавим лишь, что британцев было немного (всего 39 летчиков) и летали они не на лучших самолетах, но общее дело борьбы с фашизмом сблизило англичан и рус ских, они стали друзьями. Британским летчикам отдали в Ваенге лучшие помещения, создали минимальный уют, заботились об их питании и отдыхе. Несколько раз уст раивались вечера дружбы, где союзникам преподносили подарки (однажды всем презентовали гармони-тальянки). Позже летчики вспоминали тогдаш ние тосты: «За вахту, подвахту и гауптвахту!». Был тост и чисто авиацион ный — «За БЗ!». БЗ — это безопасность... Тост произносил старший по званию летчик, а отвечал младший: «Есть контакт!» и «От винта!». Вспоминали британцы еще один житейский случай. На теоретических занятиях, которые проводил капитан А. Н. Кухаренко, кто-то подменил ему стакан с водой, стоявший на столе, из которого он нет-нет пил воду. И вот когда лектор после перерыва решил промочить горло, то оказалось, что в стакане не вода, а разбавленный спирт. Заместитель Сафонова понял шут ку, выпил залпом налитое и как ни в чем не бывало продолжил лекцию: англичане были поражены — «Вот это русс!» ...Одно время у нас много говорили об авиационной технике союзни ков, что она, мол, никуда не годилась, что Англия и США давали нам то, что давно устарело. Но это сейчас так легко судить, а в начале войны СССР был рад любой помощи, даже если это была устаревшая техника. Все самолеты союзников, стоявшие на вооружении советских истреби тельных полков («харрикейн», Р-40С «томагаук», Р-40Е «киттихаук»), зна чительно уступали в скорости (от 60 до 100 км/час) и скороподъемности «мессершмиттам». Самолеты «харрикейн», которые составляли большин ство самолетного парка истребительной авиации Заполярья еще в «битве за Англию», в 1940 году стали в основном использоваться против бомбарди ровщиков. Их вооружение советские летчики называли «трещоткой», это были пулеметы винтовочного калибра 7,69 мм, которыми сбить самолет было 220
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz