Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
составляют сердце России... Уже в начале планирования операции “Барбаросса” Гитлер питал особый интерес к Мурманску и рассматривал его как самый опасный русский военный лагерь на северной территории»26. В своей книге «“Харрикейны” над Мурманском» Джон Голли подроб но описал, как английское правительство У. Черчилля решило оказать во енную помощь России и послало туда экспедицию, как они плыли до Ар хангельска, как собирали там самолеты и перегоняли их по воздуху в Ваен- гу (другая группа самолетов прибыла в Мурманск на авианосце). Летчики двух английских эскадрилий, 81-й и 134-й, 151-го крыла, при бывших на истребителях «харрикейн» на Кольский Север в конце августа 1941 года для усиления воздушного прикрытия конвоев в нашей операци онной зоне, сражались плечом к плечу с русскими. Первый боевой вылет англичан на патрулирование линии фронта со стоялся 11 сентября, когда три M e-109 были неожиданно атакованы «хар- рикейнами». В завязавшемся воздушном бою немцы потеряли два истреби теля. Английские потери составили один самолет, погиб и летчик. 17 сентября английские летчики сопровождали советские СБ-2 из со става 72-го полка, которые были атакованы M e-109. Отражая атаки немцев, англичанам удалось сбить один немецкий самолет. За два месяца пребыва ния английских эскадрилий на Кольском полуострове погода позволила им нормально летать только одну неделю. Второй важной задачей пребывания англичан на Севере являлось обу чение советских летчиков эксплуатации и боевому применению истреби телей «харрикейн». Кольский полуостров английские летчики и наземные специалисты покинули 16 ноября 1941 года, оставив самолеты в 72-м сме шанном авиаполку. Английский летчик Антони Рук, награжденный высшим советским ор деном, вспоминал: «30 боевых вылетов в день делала наша эскадрилья. Постоянная боевая готовность. Немцы пытались бомбить аэродром, но система предупреждения работала безотказно. Мы в воздухе встречали наци, сбивали их. Русские сражались блестяще». Одним из первых советских пилотов, освоивших истребитель «харри кейн», был Борис Сафонов. В 1942 году в изданной в Великобритании кни ге «R.A.F. In Russia» Хуберт Грифит писал: «К нам был направлен другой русский офицер, капитан Сафонов, ас, летчик- истребитель 72-го авиаполка ВВС Северного флота. Это был более чем способный летчик, блестящий стрелок. Ему помогал по работе капитан Кухаренко —невысо- 218
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz