Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

составляют сердце России... Уже в начале планирования операции “Барбаросса” Гитлер питал особый интерес к Мурманску и рассматривал его как самый опасный русский военный лагерь на северной территории»26. В своей книге «“Харрикейны” над Мурманском» Джон Голли подроб­ но описал, как английское правительство У. Черчилля решило оказать во­ енную помощь России и послало туда экспедицию, как они плыли до Ар­ хангельска, как собирали там самолеты и перегоняли их по воздуху в Ваен- гу (другая группа самолетов прибыла в Мурманск на авианосце). Летчики двух английских эскадрилий, 81-й и 134-й, 151-го крыла, при­ бывших на истребителях «харрикейн» на Кольский Север в конце августа 1941 года для усиления воздушного прикрытия конвоев в нашей операци­ онной зоне, сражались плечом к плечу с русскими. Первый боевой вылет англичан на патрулирование линии фронта со­ стоялся 11 сентября, когда три M e-109 были неожиданно атакованы «хар- рикейнами». В завязавшемся воздушном бою немцы потеряли два истреби­ теля. Английские потери составили один самолет, погиб и летчик. 17 сентября английские летчики сопровождали советские СБ-2 из со­ става 72-го полка, которые были атакованы M e-109. Отражая атаки немцев, англичанам удалось сбить один немецкий самолет. За два месяца пребыва­ ния английских эскадрилий на Кольском полуострове погода позволила им нормально летать только одну неделю. Второй важной задачей пребывания англичан на Севере являлось обу­ чение советских летчиков эксплуатации и боевому применению истреби­ телей «харрикейн». Кольский полуостров английские летчики и наземные специалисты покинули 16 ноября 1941 года, оставив самолеты в 72-м сме­ шанном авиаполку. Английский летчик Антони Рук, награжденный высшим советским ор­ деном, вспоминал: «30 боевых вылетов в день делала наша эскадрилья. Постоянная боевая готовность. Немцы пытались бомбить аэродром, но система предупреждения работала безотказно. Мы в воздухе встречали наци, сбивали их. Русские сражались блестяще». Одним из первых советских пилотов, освоивших истребитель «харри­ кейн», был Борис Сафонов. В 1942 году в изданной в Великобритании кни­ ге «R.A.F. In Russia» Хуберт Грифит писал: «К нам был направлен другой русский офицер, капитан Сафонов, ас, летчик- истребитель 72-го авиаполка ВВС Северного флота. Это был более чем способный летчик, блестящий стрелок. Ему помогал по работе капитан Кухаренко —невысо- 218

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz