Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
зусть все особенности местности в радиусе 150 километров, это был радиус дей ствия полка. Говорил: даже если ночью приду и разбужу, чтоб нарисовали и Коль ский залив, и все губы и фиорды побережья. В общем, прибрежные ориентиры мы должны были знать в совершенстве. Вморе ведь ориентиров нет, и, чтобы долететь до своего аэродрома, нужно для ориентира “зацепиться” за любой участок берего вой черты. Взадачу полка входило боевое прикрытие бомбардировщиков, штурмовиков и торпедоносцев, особенно при атаках на караваны противника. Конечно, 1943 год— это не 1941-й, когда противник безраздельно господствовал в воздухе, выигрывая у наших “ишаков” (И-16 и И-15) и в скорости, и в маневренности, и в огневой мощи. Спустя два года с начала войны появились ни в чем не уступавшие немецким истребителям Яки. Апо ленд-лизу стали полки получать и американские “аэрокоб ры” (точнее —Белл Р-39Д “эркобра”. — Авт.), английские “харрикейны”. Безна казанно разбойничать в заполярном небе вражеская авиация уже не могла. Как гово рит Николай Васильевич, с осени 1943-го у немцев “уже не было такой роскоши — бомбить Мурманск, как в первые годы войны”... Многих боевых товарищей потерял Николай Васильевич. Из тех двадцати, что приехали на Север из Куйбышева, к концу войны осталось только семь. Кто из полета не вернулся, кто погиб в бою, кто в плен попал. Над морем ведь воздушный бой особый. Даже оставшись живым в подбитом самолете, надо спуститься на пара шюте в студенуюморскуюводу. Но если и раскроются надувная спасательнаяшлюпка и нагрудник, и поднимут летчика на борт рыбаки-норвежцы, все равно он не заст рахован от гибели и плена. Немцы зорко следили и за норвежскими рыбаками, и за тем, что у них на борту. Правда, когда авиация взаимодействовала с кораблями флота, при атаках специально выделяли два торпедных катера —подбирать сбитых летчи ков. Но подбирать в пылу боя удавалось не всех»20. Да, много воевало в Заполярье способных, как говорят, от бога, летчи ков. Всех их невозможно перечислить, их сотни и тысячи. И все же мы по вторим имена самых-самых. На первом этапе войны это Борис Сафонов и Алексей Поздняков. На втором —Алексей Хлобыстов и Захар Сорокин. На третьем —Николай Сгиб- нев и Павел Кутахов, который стал впоследствии дважды Героем Советского Союза, Главным маршалом авиации, Главнокомандующим ВВС СССР. ...Говоря о летчиках военного лихолетья, нельзя не сказать об их меха никах, техниках, аэродромном обслуживании, о вольнонаемных, работав ших в авиагарнизонах (прачки, официанты, горничные, уборщицы и т. д.). Особенно же доставалось в войну солдатам БАО (батальонов аэродромного обслуживания). Кроме того, что надо было еженедельно после вражеских бомбежек восстанавливать посадочные полосы своего аэродрома, прихо дилось строить временные, так называемые аэродромы «подскока», запас ные аэродромы. 213
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz