Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

зусть все особенности местности в радиусе 150 километров, это был радиус дей­ ствия полка. Говорил: даже если ночью приду и разбужу, чтоб нарисовали и Коль­ ский залив, и все губы и фиорды побережья. В общем, прибрежные ориентиры мы должны были знать в совершенстве. Вморе ведь ориентиров нет, и, чтобы долететь до своего аэродрома, нужно для ориентира “зацепиться” за любой участок берего­ вой черты. Взадачу полка входило боевое прикрытие бомбардировщиков, штурмовиков и торпедоносцев, особенно при атаках на караваны противника. Конечно, 1943 год— это не 1941-й, когда противник безраздельно господствовал в воздухе, выигрывая у наших “ишаков” (И-16 и И-15) и в скорости, и в маневренности, и в огневой мощи. Спустя два года с начала войны появились ни в чем не уступавшие немецким истребителям Яки. Апо ленд-лизу стали полки получать и американские “аэрокоб­ ры” (точнее —Белл Р-39Д “эркобра”. — Авт.), английские “харрикейны”. Безна­ казанно разбойничать в заполярном небе вражеская авиация уже не могла. Как гово­ рит Николай Васильевич, с осени 1943-го у немцев “уже не было такой роскоши — бомбить Мурманск, как в первые годы войны”... Многих боевых товарищей потерял Николай Васильевич. Из тех двадцати, что приехали на Север из Куйбышева, к концу войны осталось только семь. Кто из полета не вернулся, кто погиб в бою, кто в плен попал. Над морем ведь воздушный бой особый. Даже оставшись живым в подбитом самолете, надо спуститься на пара­ шюте в студенуюморскуюводу. Но если и раскроются надувная спасательнаяшлюпка и нагрудник, и поднимут летчика на борт рыбаки-норвежцы, все равно он не заст­ рахован от гибели и плена. Немцы зорко следили и за норвежскими рыбаками, и за тем, что у них на борту. Правда, когда авиация взаимодействовала с кораблями флота, при атаках специально выделяли два торпедных катера —подбирать сбитых летчи­ ков. Но подбирать в пылу боя удавалось не всех»20. Да, много воевало в Заполярье способных, как говорят, от бога, летчи­ ков. Всех их невозможно перечислить, их сотни и тысячи. И все же мы по­ вторим имена самых-самых. На первом этапе войны это Борис Сафонов и Алексей Поздняков. На втором —Алексей Хлобыстов и Захар Сорокин. На третьем —Николай Сгиб- нев и Павел Кутахов, который стал впоследствии дважды Героем Советского Союза, Главным маршалом авиации, Главнокомандующим ВВС СССР. ...Говоря о летчиках военного лихолетья, нельзя не сказать об их меха­ никах, техниках, аэродромном обслуживании, о вольнонаемных, работав­ ших в авиагарнизонах (прачки, официанты, горничные, уборщицы и т. д.). Особенно же доставалось в войну солдатам БАО (батальонов аэродромного обслуживания). Кроме того, что надо было еженедельно после вражеских бомбежек восстанавливать посадочные полосы своего аэродрома, прихо­ дилось строить временные, так называемые аэродромы «подскока», запас­ ные аэродромы. 213

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz