Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

Всю весну 1942 года Захару Сорокину пришлось провести в госпитале. Когда же его выписали, он сразу начал ходатайствовать о возвращении в свой полк на прежнее место и получил согласие. Через некоторое время специально для Сорокина был переведен на ручное управление один из истребителей полка. 19 апреля 1944 годалейтенант Захар Сорокин сбил седь­ мой вражеский самолет. Всего же на счету у него было 267 боевых вылетов и 18 сбитых вражеских самолетов (по другим данным 180 вылетов и 13 не­ мецких самолетов). И таких летчиков, как Б. Ф. Сафонов, П. А. Панин, 3. А. Сорокин, на Севере было много. Вот, к примеру, еще одна обычная судьба рядового во­ енного летчика, изложенная журналистом А. В. Михайловским: «Николай Васильевич Копанев пережил все, что уготовила судьба поколению, родившемуся в начале двадцатых. Мечтал быть летчиком —многие мальчишки тогда мечтали стать покорителями воздушного океана. Еще учась в школе, записался в местный аэроклуб, где и теорию изучал, и пилотирование планера осваивал, и на У-2 летал. Одним словом, освоил всю программу клуба. А когда подоспел аттестат зрелости, все было ясно, как небо, —в летное училище! Выпускные экзамены он сдал 16 июня 1941 года... Ейское военно-морское авиационное училище, куда его направили в 1942 году, он окончил год спустя. В 19 лет стал военным летчиком-истребителем, младшим лейтенантом. И в числе двадцати младших лейтенантов был направлен воевать на Север, на Северный флот... До Мурманска добирались почти неделю на перекладных. Пассажирские поезда переполнены, втиснуться в вагон и думать нечего, ехали в тамбурах, на тормозных площадках. ВМоскве, правда, повезло: комендант вокзалауса­ дил всех в вагон, и 21 августа 1943 года выпускники училища прибыли в Мурманск. ...Первое, чему удивились лейтенанты, —как рано светлеет на Севере по срав­ нению со средней полосой. Пока ждали автобуса, уже —рассвет. В автобусе ехали молча: в окно были видны лишь сожженные дома и торчащие среди развалин печ­ ные трубы. Вштабе Северного флота летчиков разделили по полкам. Николай и еще пять лейтенантов получили направление во 2-й гвардейский авиационный полк имени дважды Героя Советского Союза Бориса Феоктистовича Сафонова. В прославленном полку был свой “шик” в форме. И пришлось перешивать и укорачивать новенькие, до колен, кителя, а в узкие брюки вставлять клинья, чтобы полностью соответствовать форме одежды сафоновцев. Молодые летчики горди­ лись, что попали в такой полк. Да и главным штурманом полка, который проводил с ними занятия и готовил к боевым вылетам, был легендарный на флоте летчик Захар Артемьевич Сорокин, повторивший подвиг Алексея Маресьева и воевавший без обеих ступней, на протезах. — Захар Артемьевич, —вспоминает Копанев, —был добрым и душевным чело­ веком. Но в то же время и строгим командиром. Приказал, например, выучить наи­ 212

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz