Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
Всю весну 1942 года Захару Сорокину пришлось провести в госпитале. Когда же его выписали, он сразу начал ходатайствовать о возвращении в свой полк на прежнее место и получил согласие. Через некоторое время специально для Сорокина был переведен на ручное управление один из истребителей полка. 19 апреля 1944 годалейтенант Захар Сорокин сбил седь мой вражеский самолет. Всего же на счету у него было 267 боевых вылетов и 18 сбитых вражеских самолетов (по другим данным 180 вылетов и 13 не мецких самолетов). И таких летчиков, как Б. Ф. Сафонов, П. А. Панин, 3. А. Сорокин, на Севере было много. Вот, к примеру, еще одна обычная судьба рядового во енного летчика, изложенная журналистом А. В. Михайловским: «Николай Васильевич Копанев пережил все, что уготовила судьба поколению, родившемуся в начале двадцатых. Мечтал быть летчиком —многие мальчишки тогда мечтали стать покорителями воздушного океана. Еще учась в школе, записался в местный аэроклуб, где и теорию изучал, и пилотирование планера осваивал, и на У-2 летал. Одним словом, освоил всю программу клуба. А когда подоспел аттестат зрелости, все было ясно, как небо, —в летное училище! Выпускные экзамены он сдал 16 июня 1941 года... Ейское военно-морское авиационное училище, куда его направили в 1942 году, он окончил год спустя. В 19 лет стал военным летчиком-истребителем, младшим лейтенантом. И в числе двадцати младших лейтенантов был направлен воевать на Север, на Северный флот... До Мурманска добирались почти неделю на перекладных. Пассажирские поезда переполнены, втиснуться в вагон и думать нечего, ехали в тамбурах, на тормозных площадках. ВМоскве, правда, повезло: комендант вокзалауса дил всех в вагон, и 21 августа 1943 года выпускники училища прибыли в Мурманск. ...Первое, чему удивились лейтенанты, —как рано светлеет на Севере по срав нению со средней полосой. Пока ждали автобуса, уже —рассвет. В автобусе ехали молча: в окно были видны лишь сожженные дома и торчащие среди развалин печ ные трубы. Вштабе Северного флота летчиков разделили по полкам. Николай и еще пять лейтенантов получили направление во 2-й гвардейский авиационный полк имени дважды Героя Советского Союза Бориса Феоктистовича Сафонова. В прославленном полку был свой “шик” в форме. И пришлось перешивать и укорачивать новенькие, до колен, кителя, а в узкие брюки вставлять клинья, чтобы полностью соответствовать форме одежды сафоновцев. Молодые летчики горди лись, что попали в такой полк. Да и главным штурманом полка, который проводил с ними занятия и готовил к боевым вылетам, был легендарный на флоте летчик Захар Артемьевич Сорокин, повторивший подвиг Алексея Маресьева и воевавший без обеих ступней, на протезах. — Захар Артемьевич, —вспоминает Копанев, —был добрым и душевным чело веком. Но в то же время и строгим командиром. Приказал, например, выучить наи 212
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz