Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
полков (ИАП) и 6-я истребительная бригада в составе 2-го гвардейского ИАП, 27-го и 78-го ИАП. Также в состав авиации СФ входили отдельные 95-й ИАП дальних истребителей Пе-3, 118-й морской разведывательный авиационный полк (МРАП) и 28-я разведывательная эскадрилья. В ходе реорганизации сменилось и командование ВВС флота. В конце 1942 года командующим ВВС СФ был назначен генерал-майор А. Андреев. Всего ВВС СФ имели на 1 ноября 1942 года около 280 самолетов, однако, прибли зительно 120 самолетов были не совсем исправными. Все эти реорганизации, передислокации, перемещения и назначения хороши были со стратегических высот, но сложны и трудны для рядовых летчиков. Адаптация к новым условиям, вхождение в новый коллектив, зна комство с новыми командирами не всегда проходили легко и гладко. Вот тут-то нам и надо поговорить о людях морской авиации, ибо мы че ресчур увлеклись проблемами военного плана и ушли от темы менталитета. Начнем с главного героя морской авиации 1941—1942 годов —с Бориса Феоктистовича Сафонова. Я позволю себе процитировать свою статью об этом летчике, опубликованную еще в 1972 году. Там говорилось: «Обычный деревенский парень из средней России. В детстве был ласков, в юности застенчив, всегда добр и отзывчив. Любил и понимал природу —настоя щий рыбак и охотник. Общителен, но не терпел хвастунов и зазнаек. У Бориса были умелые руки. Кстати говоря, он был левшой, имел гражданскую специальность слесаря. Хороший семьянин, помогал жене растить маленького сына. Их одиннадцатая квартира в большом новом доме Ваенга всегда была полна гостей. Его доброжелательность, открытость, стремление понять товарища и по мочь ближнему привлекали к нему всех: от друзей-летчиков до интендантов, от авиатехников до официанток. Его обаянию поддавалось даже самое высокое на чальство. На третий день войны командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко записал в дневнике: “Первый успех в воздухе: сбит “хейнкель” —фашистский бомбардировщик Хе-111. Почин сделан старшим лейтенантом Б. Ф. Сафоновым... Сафонов —герой дня. И, думаю, не только одного дня. Он общий любимец, этот типичный русак из-под Тулы. Отличный, волевой летчик. Широкоплечий, с открытым русским лицом, с прямым взглядом больших темно-серых глаз. Стоит только увидеть его, и он сразу же вызывает симпатию...”»16 Борис Сафонов был не только отличным летчиком, прекрасным чело веком, но и активным общественником. Он часто представлял летчиков Северного флота на политических мероприятиях того времени —на встре чах с союзниками, на многолюдных собраниях в Мурманске, выступал в печати. Одна из его статей была опубликована в новогоднем номере «По лярной правды» 1 января 1942 года. В ней летчик писал: 202
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz