Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
Боевую деятельность они начали с бомбардировочных ударов по аэро дромам немцев. Однако торпедные атаки, предпринятые до июля, были эпизодическими и успеха не имели. Так, в июле летчиками эскадрильи были предприняты три атаки, в которых было сброшено 5 торпед, ни одна из которых не попала в цель. В то же время, когда летчики эскадрильи нано сили бомбовые удары, они неизменно добивались попадания в цель. Все это создавало в полку настроение далеко не в пользу торпедометания. Начали искать причины неудач, и тогда капитан Гарбуз заявил: «Тор педоносцы более, чем летчики других родов авиации, нуждались в повсед невных тренировках и непрерывном совершенствовании своего мастерства... Виновато не наше оружие, а мы, плохо его использующие». В эскадрилье между боевыми вылетами началась учеба по применению торпедного оружия. Для того, чтобы понять вышеизложенное, надо отме тить, что в то время самонаводящихся торпед не было, и корабль, умело маневрируя, мог сравнительно легко уклониться от плывущей наперерез торпеды. В результате тренировок экипажей минно-торпедной эскадрильи была отработана тактика низковысотного торпедометания. Результаты ска зались тут же. 29 июля воздушные разведчики обнаружили в районе Порсангер-фьор- да три немецких транспорта, шедших в охранении эсминца, и девять сторо жевых кораблей. Для нанесения торпедного удара по конвою вылетела пара ДБ-ЗФ, которая с первого захода сбросила торпеды на транспорт, который после взрыва торпед начал быстро погружаться. Это была первая на Север ном флоте и вторая в истории нашей торпедоносной авиации успешная тор педная атака (первая состоялась на Балтийском флоте 10 июля 1942 года). 23 августа пара ДБ-ЗФ, ведомая капитаном Поповичем, торпедировала и потопила сторожевой корабль. 9 сентября 1942 года, вылетев на «свобод ную охоту», пара торпедоносцев капитана Гарбуза уничтожила транспорт водоизмещением 7 тысяч тонн. Так, оценивая и исправляя свои ошибки, летчики-североморцы повышали свое боевое мастерство и добивались су щественных успехов. В последние месяцы 1942 года в военно-воздушных силах Северного флота был проведен ряд организационно-штатных изменений. В конце ок тября нарком ВМФ расформировал Отдельную морскую авиационную груп пу (ОМАГ), передав 29-й бомбардировочный и 255-й истребительный пол ки в военно-воздушные силы Северного флота. В результате структурных изменений на Северном флоте были созданы две авиационные бригады: 5-я бомбардировочная в составе 24-го минно торпедного авиационного полка (МТАП), 29-го авиационного полка пики рующих бомбардировщиков (АППБ), 121-го и 255-го истребительных авиа- 200
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz