Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
«Противник, понеся значительные потери на море, усилил свое побережье и коммуникации непрерывным барражем одномоторных истребителей Фв-190, Me-109 и двухмоторных Me-110, систематически высылал истребителей на перехват раз ведчиков. Капитан Вербицкий не только успешно ведет разведку, но, не будучи истребителем, с успехом борется с авиацией противника. 31 марта 1943 г., обнаружив большой конвой противника в составе четырех транспортов, одного танкера в охранении двух миноносцев, пяти сторожевых ко раблей и трех тральщиков, прикрываемый истребителями, Вербицкий успешно произвел разведку конвоя с аэрофотосъемкой. Будучи атакован самолетом Ме-110, он проявил мастерство воздушного боя и сбил самолет противника прямо над конвоем. Данные разведки были своевременно переданы по радио, и, используя их, наши торпедоносцы нанесли успешный тор педный удар по кораблям противника». Уже к весне 1942 года морская авиация на Севере значительно усили лась. На аэродромах флота базировалось 232 самолета, в том числе 146 ис требителей, 20 бомбардировщиков, 42 разведчика14. 22 июня 1942 года авиаторы-североморцы еще раз подвели итоги. Не сколько североморских летчиков зарекомендовали себя опытными воздуш ными бойцами-асами. Герой Советского Союза А. Коваленко лично сбил 12 самолетов противника и 4 — в группе, П. Сгибнев — 12 самолетов, В. Покровский —9 лично и 2 —в группе, С. Курзенков —8 лично. В. Адон- кин — 7 лично и 5 — в группе (причем воевал на устаревшем истребителе И -16), П. Орлов — 7 лично, Д. Амосов — 6 лично и 3 — в группе. В. Доро- шин — 6 лично15. По официальным данным, морской авиацией было потоплено 6 транс портов и военных кораблей и 2 подводные лодки. Вполне возможно, что эти данные —мы это вновь подчеркнем —являются завышенными. Но даже меньший результат боевой деятельности летчиков Заполярья является вы соким показателем их возрастающего мастерства и боевого духа в самый тяжелый период Великой Отечественной войны. Тогда же в истории авиации Северного флота произошло еще одно зна менательное событие —начала действовать торпедоносная авиация. 29 июля 1942 года впервые на Северном флоте торпедной атакой с самолета-торпе- доносца был потоплен немецкий транспорт водоизмещением в 15 тысяч тонн. Это сделала пара торпедоносцев ДБ-ЗФ капитана И. Гарбуза и стар шего лейтенанта Б. Громова 2-го гвардейского полка. В составе этого полка еще весной 1942 года из экипажей звена И. Гарбуза и шести экипажей, при бывших с Тихоокеанского флота, была сформирована минно-торпедная эскадрилья, командиром которой был назначен капитан Г. Попович. А в истории 1 18-го авиаполка о летчике В ербицком рассказывалось так: 198
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz