Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

Начало 1942 года выдалось морозным, облачным и туманным. В боевой деятельности морской авиации наступила небольшая пауза —в штабах под­ водились итоги первых шести месяцев войны. 18 января 1942 года приказом народного комиссара ВМФ СССР адми­ рала Н. Г. Кузнецова 72-й полк первым на флоте был удостоен звания гвар­ дейского. В приказе отмечалось, что полком было уничтожено в воздуш­ ных боях 118 и на земле 24 самолета противника, потоплено 3 транспорта, уничтожено 3 береговые батареи, многократно разрушались причалы и со­ оружения в портах противника. В течение полярной зимы счет полка увеличился еще на 28 сбитых са­ молетов противника. Даже если и предположить, что эти данные об успехах летчиков-североморцев преувеличены, так как объективный контроль за результатами боевой деятельности был далеко несовершенным, можно с уверенностью констатировать, что результативность морской авиации была высокой. В начале марта 1942 года летчикам-североморцам майору Б. Ф. Сафо­ нову, капитанам А. А. Коваленко, А. Н. Кухаренко и И. К. Туманову глава британской миссии в СССР генерал-лейтенант Макфорлан вручил высший авиационный орден Великобритании — Большой серебряный крест. 118-й морской разведывательный авиаполк за зиму (по советским дан­ ным) уничтожил 7 артиллерийских, 3 зенитных и минометных батареи, 28 складов боеприпасов, 52 автомашины, повредил пристань и бензохранилище в базе Лиинахамари. Бомбардировками было вызвано 36 очагов пожара в рас­ положении войск, отмечено три прямых попадания в переправы, подожжено два склада, поражены несколько стоянок самолетов и взлетная полоса. Продолжая тему разведывательной авиации следует сказать, что в рас­ сказах о войне в небе Заполярья все больше говорят о летчиках, летавших на истребителях и бомбардировщиках, а об этой категории авиаторов забы­ вают. Восполняя этот пробел, приведем ряд фактов из истории полка в на­ чальный период войны. Летчик Д. Шалагинов о напряженности воздушных боев летом 1941 года вспоминал так: «В июле—августе 1941 года в Заполярье было до восемнадцати налетов в сутки! Ад на земле и в воздухе. В нашем 118-м авиаполку было много классных летчиков, штурманов, стрелков-радистов, которые в первые жедни показали себя прекрасными воздушными бойцами: В. Васильев, К. Погодин, В. Бойко, В. Сечкин и многие другие. К сожалению, и у нас были потери». 118-й полк выполнял обширные задачи: летчики полка на самолетах МБР-2 и ГСТ вели поиск кораблей и подводных лодок противника, выяв- 195

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz