Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
А вот как воевал в описании историка авиации Северного флота В. С. Бойко 118-й морской разведывательный полк: «Морозный декабрь (речь идет о 1941 годе. — Авт.) принес на Север устойчи вую летную погоду. Воодушевленные победами советских войск под Москвой, се вероморские летчики активизировали боевую деятельность по всем направлениям. Морские ближние разведчики полностью переключились на ночные полеты к фронтовой зоне и во вражеский тыл. Летающие лодки, поставленные на лыжи, по чти круглосуточно взлетали с сухопутного аэродрома, парами и четверками отправ лялись бомбить указанные фронтовой разведкой цели. Над аэродромом не утихал гул моторов. Одни самолеты уходили на задание, другие возвращались, третьи гото вились к вылету. В оперативных сводках 118-го морского авиаполка в дни наступления наших войск под Москвой сообщалось12: “14декабря —разгромлена автоколонна на дороге между Титовкой и Большой Западной Лицей... 19 декабря —прямые попадания бомб в переправу через реку Титовка... 20 декабря —разрушены портовые сооружения Лиинахамари... 22 декабря — прямые попадания в переправу через реку Большая Западная Лица... 27 декабря —уничтожены артбатарея, дзот и одна землянка... 28 декабря —уничтожены минометная батарея и прожектор... 31 декабря —вызван большой взрыв и пожар в расположении боесклада про тивника в районе селения Большая Западная Лица...” Североморцы заставили трудиться “во всю силу” ветерана авиации маленький учебный самолет У-2. Эта легкая фанерная машина с обтянутыми полотном плос костями могла взлетать и садиться в полной темноте. Североморцы очень эффек тивно использовали ее для бомбометания по окопам, землянкам, огневым позици ям и другим малым целям. Взлетев, У-2 забирался как можно выше, а затем бес шумно “сваливался” на голову врага, всегда заставая его врасплох. Подойдя к цели, летчик сбрасывал осветительную бомбочку на парашюте, а сам, выключив мотор, бесшумно планировал на цель. И пока гитлеровцы всеми средствами вели огонь по источнику света, пилот “разгружался”, ориентируясь по вспышкам от выстрелов. Бомбы обычно находились в специальном ящике, и сбрасывать их пилоту приходи лось вручную. Полк насчитывал звено самолетов У-2. Летчики совершали по четыре-пять вылетов за ночь. Из ночи в ночь У-2 не давал покоя фрицам, точно поражал цели. Его появление над передовой приводило гитлеровцев в ужас. Они ничего не могли поделать с этим “русфанер”. Пилоты полюбили У-2 (“небесный тихоход”, как они его прозвали) именно за тихоходность, обеспечивавшую поразительную точность бомбометания, за безот казность в полете. Слабая по всем показателям машина оказалась грозным оружием в борьбе с врагом. Летать на ней стремились все. Обижались, если продолжительное время не удавалось “сходить на передовую”». 194
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz