Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
щество в горизонтальной маневренности и имели хорошую скороподъем ность, однако дальность полета истребителей И -16 была недостаточной. Также важно отметить, что на советских истребителях отсутствовали радиостанции, что напрямую отрицательно сказывалось на эффективности отражения воздушных налетов, организации противодействия авиации про тивника, поскольку невозможно было управление с земли и во многом ус ложнялось взаимодействие в воздухе между отдельными самолетами и груп пами. А возможности обнаружения противника в воздухе ограничивались только физическими возможностями летчика. Тактика наших истребите лей во многом и определялась возможностями связи — они не могли дей ствовать на больших удалениях от аэродромов базирования. Радиосвязь на советских истребителях появилась лишь в ноябре 1941 года, когда летчики пересели на английские «харрикейны». Воздушная война на побережье Кольского полуострова началась так. Около четырех часов утра по главной военно-морской базе в Полярном был нанесен немецкой авиацией первый бомбовой удар, появились само леты и в районах Ура-Губы и Колы. 22 июня над полуостровом Рыбачий произошла короткая воздушная схватка. Звено советских истребителей во главе со старшим лейтенантом Б. Ф. Сафоновым провело первую атаку на бомбардировщик противника. Три истребителя И - 16 поочередно атакова ли вражеский Ю-88, но, израсходовав весь боекомплект, так и не смогли его сбить, хотя и заявили о повреждении бомбардировщика. Сказалось от сутствие опыта уничтожения противника, а также слабость вооружения наших самолетов. Втот первый день войны летчики 72-го смешанного авиационного полка неоднократно вылетали на отражение воздушных налетов, однако сбитых немецких самолетов не было. Первая воздушная победа была зафиксирова на 24 июня, когда Б. Ф. Сафонов на И -16 сбил бомбардировщик Ю-88 6-й эскадрильи 30-й бомбардировочной эскадры 5-го воздушного флота. Судя по дневникам А. Г. Головко, за 25 и 26 июня в воздушных боях морская авиация потеряла 6 истребителей, а сбила 10 вражеских самолетов10. Оче видно, эти данные приводились только по флотской авиации. Ради справедливости следует отметить, что на Кольском Севере в нача ле войны для наших летчиков сложилась более благоприятная обстановка, чем на западных центральных границах Советского Союза, где немецкая авиация нанесла внезапный и сокрушительный удар по нашим аэродро мам, в результате которого в первые часы войны было уничтожено на земле и в воздухе 1200 самолетов. В Заполярье картина воздушного наступления Германии была иной. С 22 по 30 июня авиация 5-го воздушного флота со 191
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz