Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

Обиды и неудачи, унижение и депрессия сделали свое черное дело. В оперативной сводке ВВС 14-й армии № 300 за 30 мая 1942 года сообщалось: «...на аэродроме Шонгуй летчик 19 Гв. ИАП майор Зайцев при взлете на боевое задание —сопровождение бомбардировщиков —стал пилотировать на малой высоте. На высоте 700 метров сделал переворот и, не выходя из пикирования, врезался в землю. Самолет сгорел, летчик погиб»9. Заметьте дату — в этот же день погиб Б. Ф. Сафонов. И в заключение раздела о летчиках Карельского фронта несколько слов об их «отце-командире» —с 1942 года командующем 7-й воздушной армии генерале И. М. Соколове. После войны он приезжал на все мурманские юбилеи, и вот как вспоминали его северяне: «Это был человек из тех, которым гражданская одежда была не к лицу. Он чувствовал себя уверенным только в военной форме. И многие отмечали, что она ему очень шла. Вгенеральском обмундировании, выше среднего роста, подтянутый и наутюженный, вся грудь увешана орденскими планками. Приветливый веселый человек. Рядом с ним стояла белокурая —друг и спутница Ивана Михайловича — жена Фаина Изотовна» (М. В. Головенков). Другой участник встреч с И. М. Соколовым описывал генерала так: «Мне поначалу он показался почему-то похожим на Щербакова: тоже среднего роста, только черты лица помельче, да волос на голове поменьше. Но неказистость его сразуже исчезала, как только Соколов начинал говорить, он сразу преображался, и все видели — перед ними широкоэрудированный, грамотный военачальник, внимательный к окружающим, требовательный и спокойный командир высшего ранга» (А. И. Краснобаев). МОРСКАЯ АВИАЦИЯ В НЕБЕ ЗАПОЛЯРЬЯ К началу войны военно-воздушные силы Северного флота имели в своем составе 118-й морской разведывательный авиаполк, он имел 37 самолетов МБР-2 и 7 самолетов ГСТ; 72-й смешанный авиационный полк —49 истребителей (втомчисле28 И-15бис, 17 И-153,4 И-16) и 11 бом­ бардировщиков СБ-2; 49-я отдельная разведывательная авиаэскадрилья располагала 10 самолетами МБР-2; 24-е авиазвено связи — 2 самолетами МБР-2. Базировались они на двух аэродромах: сухопутном — в Ваенге и морском — в Грязной Губе. По немецким разведданным (они опубликованы в сборнике «Север­ ные конвои» (вып. 4), у Северного флота были и другие аэродромы: на острове Кильдин, под Териберкой, в Иоканге, Поное и у Полярного. 189

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz