Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

Для повышения работоспособности летного состава медицинская служба авиационных частей и соединений проводила различные мероприятия. Старшие врачи полков и начальники санитарной службы авиационных ди­ визий осуществляли контроль за состоянием здоровья летного состава пу­ тем постоянного, динамичного наблюдения и периодических осмотров. Серьезное внимание уделялось медицинскому обеспечению различных ви­ дов полетов: кислородному обеспечению, совершенствованию средств спа­ сения и летного снаряжения, контролю за питанием летного состава. Врачи полков вместе с командирами и политработниками не только следили за здоровьем летчиков, но и добивались укрепления морально-пси­ хологического климата в боевом коллективе, подбадривали упавших духом, проводили всестороннюю лечебную работу. Командующий и начальник военно-санитарного управления ВВС Красной Армии направили в авиача­ сти документ, предусматривавший предоставление летному составу орга­ низованного отдыха. И еще одна деталь. В начале войны медицинская аптечка крепилась в кабине самолета, и когда летчик выбрасывался с парашютом, он оставался без средств медицинской помощи. Летчики страдали от ранений и ушибов, аптечек не стало хватать. Тогда военврач Л. М. Валюшманец предложил крепить аптечки прямо к парашюту, что и вошло в практику. Немало проблем было и у заполярных авиатехников, ибо авиамастер­ ские создавались уже в ходе войны. Часто не хватало запасных частей. Вы­ сокая влажность и резкие перепады температур усложняли эксплуатацию боевой техники, вели к коррозии металла. А к тому же из каждого воздуш­ ного боя самолеты приходили с повреждениями, пробоинами, ранами. И последнее маленькое добавление. С первого дня войны гражданский воздушный флот Мурмана автома­ тически перешел в состав 3-й эскадрильи 5-го авиаполка. Чаще всего пило­ там приходилось выполнять вспомогательные работы —доставлять продук­ ты, технику, почту и осуществлять разведывательные полеты в тыл врага. Июль 1941 года принес первые утраты. Выполняя задание фельдъегер­ ской службы Северного флота, под обстрел немецкого истребителя попал один из асов полярного неба Пантелей Овчинников. Прикрывая товари­ щей, маскирующих крылатую технику, во время налета вражеской авиации геройски погибла летчица Евдокия Лобко. Всего же за четыре года войны третья эскадрилья потеряла шестерых пилотов. Сложной была у летчиков в войну проблема взаимоотношений с ко­ миссарами, политработниками. Как рассказывал Юрий Рыбин, именно из- за этого не сложилась судьба замечательного летчика А. П. Зайцева, в нача­ ле войны командира эскадрильи 145-го истребительного полка. 187

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz