Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

С аэродрома Африканды действовали 609-й и 152-й истребительные полки. Часто ценою своей жизни лётчики этих полков защищали Киров­ скую железную дорогу, Нивскую и Нижнетуломскую ГЭС, города южной части полуострова. Может быть, сейчас и трудно это представить, но имелся аэродром и в Росте. Как вспоминал И. М. Соколов, при его сооружении одних камней было изъято и вывезено 45 тысяч кубометров. Так же как мурманчане со­ оружали аэродром в Росте, кировчане работали на станции Титан, а канда- лакшцы — на станции Белое Море. О строительстве аэродромов вокруг Кандалакши Г. В. Елисеев в своей книге «Прифронтовая Кандалакша» писал: «Начальником аэродромного строительства был назначен прибывший из Мур­ манска инженер Росляков. Секретарь горкома Романов и заведующий отделом Куз­ нецов получили персональные задания контролировать ход работ и всемерно помо­ гать народной стройке. Пишу “народной” не случайно —аэродром строили рабо­ чие, служащие учреждений, комсомольцы и даже школьники. Воз, в который мы впряглись, оказался тяжелейшим. Только для того, чтобы выровнять площадку, пришлось перелопатить тысячи кубов фунта. Землю и песок отвозили на обочины тачками по устроенным для этого дощатым настилам-дорож­ кам. Чтобы самолеты могли нормально взлетать и приземляться, полосу длиной в 1300 и шириной в 180—200 метров требовалось покрыть глиной и утрамбовать. Сла­ ва богу, глину нашли не очень далеко от лётного поля, но доставлять ее пришлось теми же тачками, носилками и даже в мешках. Кроме взлетной полосы на аэродро­ ме были сооружены 12 стоянок для самолетов, 14 землянок для летчиков и техни­ ков, командный пункт, столовая, иные служебные и бытовые помещения. Героизм участников этой стройки надо возвести в квадрат, если учесть, что они работали под постоянной уфозой налета вражеской авиации. Водин из солнечных дней, когда на стройку приехало особенно много жителей города, в небе неожидан­ но появилось несколько гитлеровских самолетов. Они обстреляли людей из пуле­ метов и сбросили бомбы... По справедливости, надо бы вспомнить и назвать имена всех, буквально всех, кто выматывал силы и нервы на том самодельном аэродроме, да только нельзя это­ го сделать —непосильно для человеческой памяти. Но некоторых помню и назову. Это Н. В. Сладков, С. Н. Яценко, А. А. Грабежев, прораб Г. Н. Николаев, тракто­ рист JI. П. Аксентьев. Это, конечно, и сам начальник сфоительства Росляков, сек­ ретарь парторганизации Баранов, это и наш горкомовец —Алексей Кузнецов, сут­ ками пропадавший на сфоительстве. Я не спец в сфоительном деле, но полагаю, что сделали мы аэродром в рекорд­ ные в тех условиях сроки: начали 4 сентября, а закончили 18 декабря 1941 года... Вдекабре 1941 года вокруг Кандалакши появилось еще несколько временных аэродромов и взлетно-посадочных полос, оборудованных инженерными частями 42-го корпуса при участии населения. В некоторых местах были сооружены и лож­ 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz