Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

14-ю армию обеспечивала с воздуха 1-я смешанная авиадивизия в со­ ставе 137-го бомбардировочного, 145-гои 147-го истребительных авиапол­ ков. Всего в дивизии насчитывалось 147 боевых самолетов: около ста истре­ бителей (56 —И -16, 34 —И -153, 19 —И-15бис) и 38 скоростных бомбарди­ ровщиков (из них 28 исправных СБ). Дивизия располагалась на трех основных аэродромах: Мурмаши, Шонгуй, Африканда. И. М. Соколов, в начале войны начальник штаба 1-й смешанной авиа­ дивизии, вспоминал, что наши потери в первые дни войны были огромны­ ми —93 самолета. Тогда как противник за это же время недосчитался толь­ ко 64 самолетов. И зря обижалась русская пехота на «летунов» — «Где же они, черт возьми?» Превосходство в воздухе немцев было явным и огром­ ным. И если наши летчики одерживали те или иные победы, то это было, как тогда говорили, «со слезами на глазах». Вот как писал вышеназванный Иван Михайлович Соколов о тактике немцев: «Нередко фашисты совершали массированные удары с интервалами между группами в 1—1,5 часа. А у нас не было сил и средств для непрерывного патрулирования. Дежурные же группы истребителей на аэродромах не успевали перехватывать немцев, ибо шли они на большой высоте —5—6 тыс. метров. Аночью немцы хитрили еще больше. На Мурманск шли одиночные бомбардировщики, причем с разных направлений, на разной высоте с интервалом 5—10 минут. Ачтобы их не заметили, они шли с приглушенными моторами». Наши летчики гибли ежедневно, и часто неизвестно: как и при каких обстоятельствах. Так как самолетов не хватало, «работали посменно» на каждую летающую машину формировались два, а то и три экипажа. И все же русские летчики набирались опыта, изучали тактику врага, получали новую технику и учились бить фашистов. Чтобы не быть сбиты­ ми, летали на малых высотах, мелкими группами, по ночам. Во время полетов и при возвращении на аэродром бывало всякое. Так, у летчика В. В. Козлова, летавшего на штурмовике Ил-2 828-го штурмового полка, во время бомбежки одна бомба не отцепилась и продолжала висеть на тросике под брюхом самолета. Все попытки избавиться от взрывоопасной «подвески» окончились безрезультатно. И выполнить команду с земли — «Покинуть самолет!» не могли, так как у воздушного стрелка в бою был поврежден парашют. И вот Владимир Козлов решил садиться в таком слож­ ном положении. И сел, хотя на земле бомба все же взорвалась, но уже сзади самолета. Оказалось, что злополучная бомба после нажатия кнопки выле­ тела из люка, но оторвавшимся тросиком зацепилась за балку реактивных 172

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz