Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

катерах. Как оказалось, он плыл на свой берег, на полуостров Рыбачий —боялся оказаться в плену у фашистов. Когда Белозеров пришел в себя, то сразу заявил: на берегу, занятом противни­ ком, остались автоматчики из состава прикрытия 12-й морской бригады. На моем катере находился старший политрук Филимонов. Я доложил ему об­ становку, и он принял решение идти к месту, где, по рассказам Н. А. Белозерова, под обрывом скалы находились бойцы, прикрывавшие отход наших войск. Только вышли на середину Мотовского залива, как на нас налетели фашист­ ские самолеты-штурмовики, а с берега открыла огонь дальнобойная батарея про­ тивника. Картина была страшная: вокруг нашего катера поднимались огромные стол­ бы морской воды, а с бреющего полета катер обстреливали фашистские самолеты. Но молодцы наши краснофлотцы: они вели непрерывный огонь по самолетам про­ тивника из крупнокалиберных пулеметов. Я приказал старшему матросу-минеру П. С. Цареву последовательно зажигать и выбрасывать дымовые шашки в Мотовский залив. Дым закрыл все водное про­ странство. Через некоторое время на полном ходу мимо нашего катера промчался торпедный катер, с него крикнули в мегафон: “Подходите и снимите наших людей с берега!”. Под покровом дымовой завесы мы подошли к берегу и приняли на борт около 30 бойцов и командиров. Среди них было много раненых. Но при отходе от берега нас вновь атаковали немецкие самолеты. А как только вышли из зоны дымовой завесы, по нам вновь открыла огонь дальнобойная батарея противника. Один снаряд упал близко от борта, и катер сильно тряхнуло. Он накре­ нился, бортами зачерпнув морской воды. Главная машина остановилась. Но бук­ вально через 2—3 минуты из машинного отделения командир БЧ-5 Бахтиаров и моторист Костин доложили, что исправили поврежденную трубку насоса питания. Главная машина заработала, мы вошли в безопасный район. Позднее моряки нашего катера выполнили немало других ответственных зада­ ний командования. Часто под жестоким огнем врага. Но действовали мы всякий раз смело, применяя различную тактику. Имели повреждения, но прямых попаданий снарядов и бомб избегали. Сопро­ вождали транспорты, охраняли Кольский залив»23. В декабре сорок третьего года на Северный флот прибыли новые тор­ педные катера типа Д-3 в количестве шести единиц. А в начале 1944 года в состав флота были включены три катера (МО-435, МО-437 и МО-439), при­ бывшие из Майами (США). Эти катера имели водоизмещение 27,2 т, длину 19,2 м, осадку 1,22 м, ширину 4,57 м. Два мотора мощностью в 630 л. с. каждый. Развивали скорость до 25 узлов. На борту корабля были установле­ ны одно орудие, 2 спаренных пулемета и один пулемет 11,43 мм. Катера брали на борт 32 глубинных бомбы. Экипаж составляли 12 человек. Однако недолго им пришлось воевать. В мае 1944 года фашисты раз­ бомбили базу катеров в Кувшинской Салме. На 435-м погибли семь моря- 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz