Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
катерах. Как оказалось, он плыл на свой берег, на полуостров Рыбачий —боялся оказаться в плену у фашистов. Когда Белозеров пришел в себя, то сразу заявил: на берегу, занятом противни ком, остались автоматчики из состава прикрытия 12-й морской бригады. На моем катере находился старший политрук Филимонов. Я доложил ему об становку, и он принял решение идти к месту, где, по рассказам Н. А. Белозерова, под обрывом скалы находились бойцы, прикрывавшие отход наших войск. Только вышли на середину Мотовского залива, как на нас налетели фашист ские самолеты-штурмовики, а с берега открыла огонь дальнобойная батарея про тивника. Картина была страшная: вокруг нашего катера поднимались огромные стол бы морской воды, а с бреющего полета катер обстреливали фашистские самолеты. Но молодцы наши краснофлотцы: они вели непрерывный огонь по самолетам про тивника из крупнокалиберных пулеметов. Я приказал старшему матросу-минеру П. С. Цареву последовательно зажигать и выбрасывать дымовые шашки в Мотовский залив. Дым закрыл все водное про странство. Через некоторое время на полном ходу мимо нашего катера промчался торпедный катер, с него крикнули в мегафон: “Подходите и снимите наших людей с берега!”. Под покровом дымовой завесы мы подошли к берегу и приняли на борт около 30 бойцов и командиров. Среди них было много раненых. Но при отходе от берега нас вновь атаковали немецкие самолеты. А как только вышли из зоны дымовой завесы, по нам вновь открыла огонь дальнобойная батарея противника. Один снаряд упал близко от борта, и катер сильно тряхнуло. Он накре нился, бортами зачерпнув морской воды. Главная машина остановилась. Но бук вально через 2—3 минуты из машинного отделения командир БЧ-5 Бахтиаров и моторист Костин доложили, что исправили поврежденную трубку насоса питания. Главная машина заработала, мы вошли в безопасный район. Позднее моряки нашего катера выполнили немало других ответственных зада ний командования. Часто под жестоким огнем врага. Но действовали мы всякий раз смело, применяя различную тактику. Имели повреждения, но прямых попаданий снарядов и бомб избегали. Сопро вождали транспорты, охраняли Кольский залив»23. В декабре сорок третьего года на Северный флот прибыли новые тор педные катера типа Д-3 в количестве шести единиц. А в начале 1944 года в состав флота были включены три катера (МО-435, МО-437 и МО-439), при бывшие из Майами (США). Эти катера имели водоизмещение 27,2 т, длину 19,2 м, осадку 1,22 м, ширину 4,57 м. Два мотора мощностью в 630 л. с. каждый. Развивали скорость до 25 узлов. На борту корабля были установле ны одно орудие, 2 спаренных пулемета и один пулемет 11,43 мм. Катера брали на борт 32 глубинных бомбы. Экипаж составляли 12 человек. Однако недолго им пришлось воевать. В мае 1944 года фашисты раз бомбили базу катеров в Кувшинской Салме. На 435-м погибли семь моря- 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz