Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

4. 10.11.1941 года минно-торпедная комиссия направила меня на подплав, чему я очень рада. 5. 16.11.1941 года прибыла служить на подводную лодку “Старушка”. 6. 5.12.1941 года. Сегодня День Конституции. Уже несколько дней в море. По­ сле обеда получила задание —поразить противника и отправить его на дно мор­ ское. Горжусь, что получила такое задание, да еще в такой историческийдень. Будьте уверены —задание выполню. 7. 12.53. Заметьте это время! Я ринулась на врага —за Родину! За Москву! Примечание. Редакция сообщает, что торпеда свою задачу выполнила блестя­ ще. Шестой потопленный нашей подлодкой фашистский транспорт ушел на грунт. Торпеда шлет нам привет и пожелания своим подругам выполнять задания так же успешно»15. Но удачные боевые походы подводных лодок перемежались с неудач­ ными. Так, в январе 1942 года из боевого похода не вернулась на базу под­ водная лодка Северного флота М-175 под командованием капитан-лейте­ нанта М. JI. Мелкадзе. Подводная лодка М-175 была переведена на Северный флот с Балтики в июне 1939 года. Когда началась война, ею командовал М. J1. Мелкадзе, окончивший Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. Выхо­ дец из бедной крестьянской семьи Мамонт Лукич учился вместе с извест­ ными впоследствии подводниками-североморцами Н. Е. Егоровым, И. Л. Бондаревичем, И. И. Фисановичем, Л. И. Городничим. До войны Мелкадзе командовал минно-торпедной боевой частью, а затем стал по­ мощником командира подлодки Щ-402. В начале 1941 года он возглавил экипаж «малютки». Командиром М. Л. Мелкадзе был смелым, решительным, но вспыльчи­ вым. Последняя черта его характера, по словам хорошо знавшего Мелкадзе капитана 1 ранга инженера П. А. Мирошниченко, только подчеркивала его горский темперамент. Первые боевые походы оказались неудачными для экипажа М-175. Но в октябре командир решил задачу исключительной трудности: трижды про­ водил лодку в бухту Хавнинберг, пока не занял в ней выгодную боевую позицию и потопил стоявший там вражеский транспорт. Но в январе 1942 года фортуна отвернулась от М-175, и только спустя десятилетия удалось узнать о ее трагической судьбе. М-175 открыла список горьких потерь бригады подводных лодок Се­ верного флота. Только в 1942 году не вернулись к родным причалам, по данным Г. А. Ануфриева, восемь, по другим данным —девять наших под­ водных кораблей. Как и где они погибли, во всяком случае большинство из них, неизвестно. 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz