Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

Приоритет во внедрении этого понятия в обиход принадлежит французской школе «Анналов»3. Уже упомянутый нами доктор исторических наукЛ. И. Пушкарёв утверждал, что «менталитет, в понимании зарубежных учёных, включает в себя чувства, симпатии и антипатии, привычки, представления о человеке и его месте в мире. Причём все эти представления и ощущения не подвергнуты логической систематизации, осмысле­ нию. Они связаны не столько с сознанием, сколько с подсознанием; если сознание регулирует мышление человека, то менталитет регулирует его поведение»4. Изданная в начале 50-х годов монография французского учёного Г. Бутуля «Менталитет» давала такое толкование этой дефиниции: «Менталитет —это сово­ купность идей и интеллектуальных установок, присущих индивиду и соединённых друг с другом логическими связями или же отношениями веры... Наш менталитет находится между нами и миром, как призма. Он, пользуясь выражением Канта, является априорной формой нашего познания»5. Во французском словаре философских терминов есть иное определение мента­ литета: «Это склад мышления, комплекс мнений и предрассудков, которые создают базу мышления индивида или группы и управляют этим мышлением». Как подчёркивали. И. Пушкарёв, вданном определении акцентируется актив­ ная роль менталитета: это уже не призма, сквозь которую человек воспринимает мир. Менталитет управляет самим мышлением (не только мышлением индивида, но и целой группы). В«Большом энциклопедическом словаре Ларусса» менталитет определяется как «совокупность умственных привычек, верований, психических установок, харак­ терных для какой-либо общности людей или группы; состояние ума... склад мыш­ ления». В качестве примера группового менталитета приведён менталитет совре­ менной молодёжи или деловых кругов. Многие наши соотечественники, исследующие проблемы менталитета, широ­ ко используют идеи немецкого профессора Петера Динцельбахера. Он трактует исторический менталитет как «совокупность способов и содержания мышления и восприятия, характерную для определённого коллектива в определённое время»6. По мнению этого учёного, понятие менталитета по своему объёму шире идеологии и истории религии, истории культуры и быта и даже —истории цивилизации. Со­ вокупность, в представлении П. Динцельбахера, не тождественна системе, хотя она и состоит из диалектических компонентов, изменяющихся во времени. Под кол­ лективом же учёный понимает как население целого континента, так и отдельные народы, общества, прослойки, секты, производственные объединения и т. д., вплоть до отдельного человека. Петер Динцельбахер утверждал, что «менталитет как исто­ рическую категорию проще описать, чем определить». И ещё одно замечание попутно. Менталитет неравнозначен мировидению, ибо первый —активен, а второе —пассивно. Общественная мысль —это часть мента­ литета, а потому он соприкасается с понятием «духовный мир». 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz