Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
Приоритет во внедрении этого понятия в обиход принадлежит французской школе «Анналов»3. Уже упомянутый нами доктор исторических наукЛ. И. Пушкарёв утверждал, что «менталитет, в понимании зарубежных учёных, включает в себя чувства, симпатии и антипатии, привычки, представления о человеке и его месте в мире. Причём все эти представления и ощущения не подвергнуты логической систематизации, осмысле нию. Они связаны не столько с сознанием, сколько с подсознанием; если сознание регулирует мышление человека, то менталитет регулирует его поведение»4. Изданная в начале 50-х годов монография французского учёного Г. Бутуля «Менталитет» давала такое толкование этой дефиниции: «Менталитет —это сово купность идей и интеллектуальных установок, присущих индивиду и соединённых друг с другом логическими связями или же отношениями веры... Наш менталитет находится между нами и миром, как призма. Он, пользуясь выражением Канта, является априорной формой нашего познания»5. Во французском словаре философских терминов есть иное определение мента литета: «Это склад мышления, комплекс мнений и предрассудков, которые создают базу мышления индивида или группы и управляют этим мышлением». Как подчёркивали. И. Пушкарёв, вданном определении акцентируется актив ная роль менталитета: это уже не призма, сквозь которую человек воспринимает мир. Менталитет управляет самим мышлением (не только мышлением индивида, но и целой группы). В«Большом энциклопедическом словаре Ларусса» менталитет определяется как «совокупность умственных привычек, верований, психических установок, харак терных для какой-либо общности людей или группы; состояние ума... склад мыш ления». В качестве примера группового менталитета приведён менталитет совре менной молодёжи или деловых кругов. Многие наши соотечественники, исследующие проблемы менталитета, широ ко используют идеи немецкого профессора Петера Динцельбахера. Он трактует исторический менталитет как «совокупность способов и содержания мышления и восприятия, характерную для определённого коллектива в определённое время»6. По мнению этого учёного, понятие менталитета по своему объёму шире идеологии и истории религии, истории культуры и быта и даже —истории цивилизации. Со вокупность, в представлении П. Динцельбахера, не тождественна системе, хотя она и состоит из диалектических компонентов, изменяющихся во времени. Под кол лективом же учёный понимает как население целого континента, так и отдельные народы, общества, прослойки, секты, производственные объединения и т. д., вплоть до отдельного человека. Петер Динцельбахер утверждал, что «менталитет как исто рическую категорию проще описать, чем определить». И ещё одно замечание попутно. Менталитет неравнозначен мировидению, ибо первый —активен, а второе —пассивно. Общественная мысль —это часть мента литета, а потому он соприкасается с понятием «духовный мир». 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz