Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

изоляция, различного рода объективные и субъективные опасности). Причем второе качество иногда было определяющим. Ведь на Севере служба на флоте была неизмеримо тяжелее, чем на Балтике или, тем более, на Черном море. Здесь и штормовые ветры страшнее, и перепады температур, и всегда свинцо­ во-холодная пучина моря. Случись что с кораблем, шансов спастись мало. Следующий момент — состав военных моряков (в революцию и сразу после нее их звали военморами, а потом —краснофлотцами). Помимо того деления, что мы перечисляли в начале главы (по типам кораблей и родам войск), была еще одна градация — плавающие моряки и береговая «обслу­ га». И менталитет тех, кто был в море и кто служил на берегу, был различен. Плавсостав был, образно говоря, на переднем крае, а все остальные — в ближнем тылу. Если вы прочтете книгу Ф. В. Буданова и Н. П. Дубровина «Тыл правого фланга», вы удивитесь, сколько служб и людей обслуживало флот. И конечно служба на подводной лодке была несравнима с интендант­ ской или писарской (штабной) работой на берегу. Но, как говорится, тут уж кому как повезло. НА НАДВОДНЫХ КОРАБЛЯХ Н есмотря на то, что Северный флот непрерывно пополнялся новыми кораблями, начало Великой Отечественной войны для флота было очень тяжелым испытанием. Адмирал В. И. Платонов вспоминал: «Отсутствие военного опыта сказывалось во всем. Спали урывками, питались на ходу, перестали следить за своим внешним видом. Командиры кораблей чаще, чем следовало, объявляли тревоги, излишне долго держали людей в напряжении. Мы завышали наряды сил, выходивших в море, иногда без нужды держали корабли под парами. Рациональный подход к решению этих проблем нам удалось вырабо­ тать не сразу, потребовалось определенное время для приобретения необходимого опыта. Был случай, когда на минный заградитель “Мурман” вгорячах погрузили 300 мин, но не подумали, что ставить их нецелесообразно, поскольку невозможно обеспечить скрытность, ведь в полярный день светло круглые сутки. Хуже того, о начиненном боезапасом корабле вскоре забыли, и этот “вулкан” стоял на рейде в губе Оленьей до тех пор, пока его не попытался расстрелять внезапно налетевший Ме-110. К счастью, атаки воздушного пирата были безуспешными. Выставление в море пяти линий дозора привело к тому, что весь корабельный ресурс был израсходован в первые же дни войны. Только тогда начали сокращать число кораблей в линиях, а затем и снимать целые линии. Так, порой ошибаясь, накапливали мы военный опыт, оттачивали боевое мас­ терство, втягивались в великую битву, размах которой не могла предугадать самая богатая фантазия»2. 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz