Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

оседлала вражескую контрольную лыжню, по которой днем между опорными пун­ ктами ходили немецкие дозоры. Ездовые бойцы моего взвода развезли орудия на огневые позиции. Затем около скал, среди кустиков, по склонам, мы вырыли в сне­ гу траншеи, в них разместили оленей и сани.... Утром раздались взрывы фанат, очереди из автоматов и ручных пулеметов. Фашистские егеря необыкновенно рано пошли по своей контрольной лыжне и на­ рвались на нашу засаду. Завязался бой...”. Всоставе тыловых подразделений Северного флота постоянно находилось 150—200 оленей —это несколько десятков упряжек, которые участвовали в выполнении различных ответственных заданий. Только зимой 1942/43 годов оленетранспорт­ ные отряды 14-й армии вывезли 2010 раненых, 4585 тонн различных грузов, эваку­ ировали 38 аварийных, севших в тундре, самолетов. К августу 1944 года в 14-й армии насчитывалось более четырех тысяч оленей, несколько меньше —в 19-й армии. Атакое количество оленей прокормить —слож­ ная задача, ведь ягельники в прифронтовой зоне погибли. Приходилось завозить фураж из средней полосы: по норме на каждого оленя полагалось в день по два килограмма комбикормов и килограмм сена. А сколько хлопот возникло с нарто­ вым хозяйством! В армии использовались тысячи саней. И опять-таки выручили саамы —они наладили производство и ремонт нарт в Ловозере. Саамы и коми в силу своего опыта, знания местных условий составляли ядро этих спецподразделений. За годы войны в Заполярье они вывезли с линии фронта 10 142 раненых и больных, доставили для выполнения боевых заданий 7985 воен­ нослужащих, перевезли 17 082 тонны боеприпасов и военных грузов, эвакуировали из тундры 162 аварийных самолета65. А ведь за каждой цифрой стоят события и факты, которые статистика не всегда может учесть: морозы и метели, бездорожье и болота, пулеметный огонь врага и бомбежки, различные неожиданности и сложные ситуации. Приходилось сутками ждать на вражеской стороне возвращавшихся с задания разведчиков и партизан, долго плутать в тундре в поисках летчиков, выбросившихся со сбитых самолетов. Однажды санный поезд, в котором было 300 оленей, переправлялся ранней зимой через озеро. На середине его догнало резервное оленье стадо из 500 голов. Лед не выдержал, и все олени и сопровождавшие их люди оказались в воде. Однако оленеводы не растерялись. По колонне передали приказ: “Стоять на санях! Гнать оленей вперед!”. Олени вытянули сани с людьми, и все окончилось благополучно. В мемуарах Героя Советского Союза С. Г. Курзенкова описан случай, когда саамы спасли летчика Алексея Шведова: “После четвертой ночи он (А. Шведов. — Авт.) потерял счет времени. Шел как в тумане, и вот однажды, когда совсем выбил­ ся из сил, услышал человеческие голоса. Из-за сопки появилась оленья упряжка. Алексей хотел крикнуть —и не смог: рот не открывался. Тогда он выхватил писто­ лет и стал стрелять...”66 Кстати говоря, и самого Сергея Курзенкова, раненого и почти выбившегося из сил, оленеводы нашли в тундре и доставили в госпиталь. Оленетранспортные дивизионы участвовали в обороне полуострова Рыбачьего и рубежей на Западной Лице, а в период Петсамо-Киркенесской операции значи­ тельная часть оленьих упряжек была передана минометчикам и артиллеристам 126-го 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz