Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
оседлала вражескую контрольную лыжню, по которой днем между опорными пун ктами ходили немецкие дозоры. Ездовые бойцы моего взвода развезли орудия на огневые позиции. Затем около скал, среди кустиков, по склонам, мы вырыли в сне гу траншеи, в них разместили оленей и сани.... Утром раздались взрывы фанат, очереди из автоматов и ручных пулеметов. Фашистские егеря необыкновенно рано пошли по своей контрольной лыжне и на рвались на нашу засаду. Завязался бой...”. Всоставе тыловых подразделений Северного флота постоянно находилось 150—200 оленей —это несколько десятков упряжек, которые участвовали в выполнении различных ответственных заданий. Только зимой 1942/43 годов оленетранспорт ные отряды 14-й армии вывезли 2010 раненых, 4585 тонн различных грузов, эваку ировали 38 аварийных, севших в тундре, самолетов. К августу 1944 года в 14-й армии насчитывалось более четырех тысяч оленей, несколько меньше —в 19-й армии. Атакое количество оленей прокормить —слож ная задача, ведь ягельники в прифронтовой зоне погибли. Приходилось завозить фураж из средней полосы: по норме на каждого оленя полагалось в день по два килограмма комбикормов и килограмм сена. А сколько хлопот возникло с нарто вым хозяйством! В армии использовались тысячи саней. И опять-таки выручили саамы —они наладили производство и ремонт нарт в Ловозере. Саамы и коми в силу своего опыта, знания местных условий составляли ядро этих спецподразделений. За годы войны в Заполярье они вывезли с линии фронта 10 142 раненых и больных, доставили для выполнения боевых заданий 7985 воен нослужащих, перевезли 17 082 тонны боеприпасов и военных грузов, эвакуировали из тундры 162 аварийных самолета65. А ведь за каждой цифрой стоят события и факты, которые статистика не всегда может учесть: морозы и метели, бездорожье и болота, пулеметный огонь врага и бомбежки, различные неожиданности и сложные ситуации. Приходилось сутками ждать на вражеской стороне возвращавшихся с задания разведчиков и партизан, долго плутать в тундре в поисках летчиков, выбросившихся со сбитых самолетов. Однажды санный поезд, в котором было 300 оленей, переправлялся ранней зимой через озеро. На середине его догнало резервное оленье стадо из 500 голов. Лед не выдержал, и все олени и сопровождавшие их люди оказались в воде. Однако оленеводы не растерялись. По колонне передали приказ: “Стоять на санях! Гнать оленей вперед!”. Олени вытянули сани с людьми, и все окончилось благополучно. В мемуарах Героя Советского Союза С. Г. Курзенкова описан случай, когда саамы спасли летчика Алексея Шведова: “После четвертой ночи он (А. Шведов. — Авт.) потерял счет времени. Шел как в тумане, и вот однажды, когда совсем выбил ся из сил, услышал человеческие голоса. Из-за сопки появилась оленья упряжка. Алексей хотел крикнуть —и не смог: рот не открывался. Тогда он выхватил писто лет и стал стрелять...”66 Кстати говоря, и самого Сергея Курзенкова, раненого и почти выбившегося из сил, оленеводы нашли в тундре и доставили в госпиталь. Оленетранспортные дивизионы участвовали в обороне полуострова Рыбачьего и рубежей на Западной Лице, а в период Петсамо-Киркенесской операции значи тельная часть оленьих упряжек была передана минометчикам и артиллеристам 126-го 111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz