Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

делом было содержать в порядке технику — автопарк, обеспечивать необ­ ходимые перевозки, уберечься во время авианалетов. Вот как вспоминал о вкладе мурманских автомобилистов в дело победы в Отечественной войне шофер Гавриил Черемный: «...Мы впервые осваивали технику, впервые садились за руль машин иностран­ ных марок, а позднее и наших отечественных автомобилей: ГАЗ-А, М-1, ГАЗ-АА, ЗИС-З, ЗИС-5, ЯЗ-5, ЯЗ-6, КИМов, ЗИС-10. Начинали ходить по городу автобусы ЗИС-8. Внедрялись и газогенераторные машины, работавшие на дровах: ГАЗ-42, ЗИС-21. Немногие автомобилисты помнят об этом, многих уже нет —сработало время. Намже с этими автомобилями пришлось в 1941-м вступить в войну. К этим маркам следует добавить еще автомашины ГАЗ-ААА. Эти трехосные “газики” считались более проходимыми, некоторые приспосабливали под зенитные счетверенные установки пулеметов “максим”. И еще были полугусеничные ЗИС-6, на которых передний мост установлен на колесах, а задняя, ходовая, часть состояла из резино­ вой гусеничной ленты —тоже для лучшей проходимости. Задачей шофера была транспортировка ЗИСами на буксире зенитных пушек с одной огневой позиции на другую, так как после каждой стрельбы батарея меняла место расположения. И все это надо было делать в высоком темпе, с большой ско­ ростью, без каких-либо задержек. И ЗИСы нас не подводили. Это метко подмечали сами шоферы, уже имея опыт работы с прицепами, а большая часть училась на ходу. Подать машину точно под прицеп пушки, с первого подъезда да часто под артилле­ рийским обстрелом или под бомбежкой противника —не простое дело. Этим опы­ том прекрасно обладали наш земляк Гриша Таширов, шофер с Кубани Миша Чер­ нобай. Они учили других. На войне как на войне. И нашим шоферам приходилось не только буксировать пушки, а в критических ситуациях вставать к пушкам и заменять номера боевых расчетов, что неоднократно делал мурманчанин Сергей Чистоногов. Так мы выполняли свой долг, за что почти всех нас, в том числе и меня, награ­ дили нагрудным знаком “Отличный шофер”. Мы с достоинством прошли по соп­ кам Заполярья и болотам Карелии. Потом были 3-й Украинский фронт, Румыния, Венгрия. Закончили войну в Австрии. Недаром писал мне в одном из писем писатель-корреспондент газеты “Крас­ ная звезда” И. Г. Эренбург: “Кто не знает, что наши шофера — смельчаки!» И предлагал: “ТоварищЧеремный, отомстите колбасникам за сожженныедома Мур­ манска”. Солдатская закалка военной поры пригодилась в мирной жизни. Большинство шоферов моего взвода так и не изменили своей профессии, проработав за рулем до пенсии»59. Как свидетельствуют очевидцы, в автобатах в начале войны были толь­ ко отечественные автомобили —трехтонки (ЗИС-5) и полуторки (ГАЗ-А и ГАЗ-АА). Потом, когда стали осуществляться поставки по ленд-лизу, по­ явились американские «студобеккеры», «доджи», «форды» и «виллисы». 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz