Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.

Ведь в районе реки Уры хвойного леса нет, и каждое бревно, брус или доску надо везти сюда из Мурманска. Еще 20 июля немецкие летчики разрушили каменную дамбу. К вечеру ее вос­ становили. Утром 21 июля вместе с мостом она снова была разрушена. На пределе физических сил саперы за 11 часов непрерывного труда восстановили ее. А в 14 часов 22 июля 7 немецких самолетов вновь свели на нет титанический труд саперов»56. Лев Васильевич Журин подробно описал и условия работы саперов, и их потери: «24 июля наступила жара. Перешли на ночную работу. Ночью потных саперов нещадно кусали комары и мошки. Оборудовали из пустых железных бочек душевые, но они были буквально изрешечены пулеметными очередями немецких самолетов. С 30 июля немцы стали сбрасывать в районах дамб и моста бомбы замедленного действия. После налета саперы тщательно прочесывали местность и подрывали бом­ бы, лежавшие на поверхности. Труднее было обнаружить бомбу, лежавшую в грунте. 31 июля одна из таких бомб взорвалась рядом с работавшими саперами. 3 чело­ века были убиты, а 26 ранены. 7 августа от взрыва такой бомбы погибли комбат лейтенант Лукьяненко и еф­ рейтор Волков. Тело комбата было отправлено в Мурманск и захоронено близкими на старом городском кладбище. Его имя увековечено на стеле. С 19 июля по 15 августа 1941 года для саперной роты лейтенанта Дубичева был настоящий ад. Рота обеспечивала переправы. За этот период на район переправ совершили налет 154 бомбардировщика, сбросившие 478 авиабомб весом от 50 до 500 килограммов. Это почти по 5 авиабомб на каждого сапера. 15 августа 1941 года саперная рота лейтенанта Дубичева получила новое зада­ ние и передала поддержание огневых переправ через Уру другому подразделению. Но этому было уже легче. На левом берегу реки установили зенитные батареи, ко­ торые не позволяли немцам прицельно бомбить дамбы, и они пропускали все виды транспорта и пешие колонны в обе стороны до окончания боев в Заполярье»57. А совсем недавно Л. В. Журин рассказал историю взрыва моста через Западную Лицу, где отличились саперы в самые первые дни войны: «Автодорогу Мишуково-Титовка заключенные начали строить еще в 1938 году, а год спустя продолжили саперные батальоны. К началу Великой Отечественной войны они успели сделать путь только до реки Западная Лица. Причем работали в неимоверно трудных условиях и без дорожной техники. Главными инструментами были лом, кирка, лопата, а транспортом —повозки, запряженные лошадьми. Доро­ га шла через многочисленные болота, поэтому мосты приходилось поднимать один за другим. Мост через Западную Лицу был деревянный, на четырех бревенчатых кряжах, заполненных для прочности камнями. Движения по нему не было, да и ехать через него было некуда —дальше дорогу еще не делали. 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz