Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
На дороге имелось одно очень уязвимое место. Это деревянный 40-метровый мост через реку Уру на 29-м (ныне 44-й) километре. Он был пятипролетный, на четырех рубленых кряжах. 18 июля 1941 года 7 немецких бомбардировщиков сбросили на мост 28 авиа бомб и разрушили его. Движение по дороге приостановилось. Командующий 14-й армией генерал Фролов приказал восстановить мост сила ми подразделений 14-го и 31-го отдельных саперных батальонов, находившихся поблизости. Руководил работами военный инженер, майор Хмыров. Он понимал, что после восстановления моста немцы снова разрушат его. И единственный выход видел в строительстве вместо моста прочной дамбы. Но для этого нужны стальная арматура и цемент, которых не было. Тогда майор нашел более простое решение. Он решил построить в пятнадцати метрах от разрушенного моста дамбу из булыжников, которых по обоим берегам реки было очень много. Но приказ восстановить мост майор Хмыров не имел права отменить. Поэтому одна группа саперов, стоя по горло в воде, строила новые кряжи для моста. А другая —собирала камни, подносила и бросала их в реку. Сменяя друг друга, саперы работали около суток. И вот из воды выросла ка менная дамба длиной 80 и шириной 5 метров. Не ожидая восстановления моста, по дамбе сразу началось движение транспорта и наших подразделений. А в это время в Мурманске в 2 часа ночи 19 июля был поднят по тревоге 259-й армейский инженерный батальон, которым командовал молодой инженер, лейте нант Лукьяненко. Батальон погрузился на мысе Мишуково. К вечеру тогоже дня он прибыл на 27-й километр дороги Мишуково-Титовка. Две роты саперов были ос тавлены здесь для оборудования командного пункта 14-й армии и землянок 96-го хирургического полевого подвижного госпиталя. Саперную роту лейтенанта Дубичева направили на восстановление моста через Уру. Не отдохнув после длительного марша, саперы в 12 часов ночи приступили к работе. До утра делали новые кряжи для моста и затопляли их камнями. Утром 20 июля над мостом появился немецкий самолет-разведчик. Саперы недоумевали: куда подевалась наша авиация? Почему единственная переправа на пути к фронту не прикрывается ни авиацией, ни зенитной артиллерией? В 14 часов послышался гул моторов, и в небе появились 9 немецких бомбарди ровщиков. Работавшая на мосту вторая смена саперов едва успела убежать в укры тие на берегу. Самолеты поочередно пикировали на мост, сбрасывали бомбы, а ос вободившись от них, летали вдоль берегов реки и обстреливали из пулеметов при брежный кустарник. Злополучный мост саперы в 6 утра 21 июля восстановили, а в 10 часов немцы снова его разрушили. 22 июля в 14 часов, падая в воду от усталости, героические саперы завершали очередное восстановление моста, но прилетели уже “получив шие прописку” на переправе немецкие летчики, и от моста снова остались только полуразрушенные кряжи. Бомбежкой были уничтожены и пиломатериалы, лежавшие в штабелях недале ко от берега. Восстанавливать мост еще раз уже не было ни сил, ни материалов. 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz