Киселев, А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах / А. А. Киселев. - 2-е изд., доп. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 509, [1] с. : ил.
Вот поэтому за отвагу, мужество и бесстрашие, проявленные в боях с не мецкими фашистами, награждены орденами и медалями Советского Союза 133 партизана отрядов «Советский Мурман» и «Большевик Заполярья», из них 20 человек —дважды. Но и на этом участке войны смерть праздновала свою кровавую тризну: 162 партизана погибли в боях за Советское Заполярье. Смертью храбрых пали партизаны В. Н. Ванюшин, А. В. Воронов, И. Н. Сергушков, П. С. Шо- рохова. В числе тех, кто отдал свою жизнь за нашу Советскую Родину, — Петр Игумнов, Александр Утицын, Вячеслав Болишин, Владимир Строга нов, Александр Борзый, Сергей Ситов, Василий Маничев, Валерий Новин ский, Андрей Ковалев, Василий Потлатенко, Петр Макаров, Миша Керов... СОЛДАТСКИЕ БУДНИ В СПЕЦЧАСТЯХ КРАСНОЙ АРМИИ П омимо пехоты, артиллерии, авиации, кроме пограничников и парти зан, на Кольском Севере в войну было много и других частей и под разделений, так сказать, специального назначения. Это саперные и авто мобильные батальоны, медсанбаты и лыжные бригады, оленетранспортные дивизионы и танковые соединения. Может быть, с военной точки зрения и нельзя все эти части относить к разряду специальных (особенно на это могут обидеться танкисты), но мы их здесь квалифицируем лишь по ментальным характеристикам. Во-пер- вых, солдаты этих частей чаще всего находились во втором эшелоне и их использовали в критические моменты военных действий. Во-вторых, их деятельность (опять-таки кроме танковых полков и лыжных бригад) часто носила вспомогательный, второстепенный характер. Саперные части строили дороги, устраивали переправы, оборудовали командные пункты разных категорий. В них собирались бывшие строители — плотники, каменщики, дорожники, механики, и они делали обычные дела: ремонтировали, восстанавливали, строили. Многие солдаты этих частей были старших возрастов, у всех у них были семьи. И их быт в войну похо дил на жизнь ратников Первой мировой войны. В последнее время появилось несколько публикаций о саперах, инте ресно написанных Л. В. Журиным. В одной из них рассказывалось о муже ственной работе саперов 259-го армейского инженерного батальона: «...Попасть из Мурманска на передовые позиции по дороге Мишуково- Титовка летом 41-го уже было героическим подвигом. Все, кому предстояло пере двигаться по этой опасной трассе, желали лишь одного —нелетной погоды. 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz