Киселев, А. А. История родного края : Мурманская область : учебное пособие для 9-10-х классов средней школы. Ч. 2 : 1917-1975 гг. / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1976. - 171, [1] с. : ил.

но встречали 15 полярников во главе с капитаном К. С. Бадигиным — участников более чем двухлетнего дрейфа «Седова». Значение Мурманска и Северного морского пути хорошо понимали на буржуазном Западе. После созда­ ния Тихоокеанского и Северного военно-морских фло­ тов роль Арктики в военном отношении еще более возросла. Не случайно немецкий журнал писал, что в случае войны необходимо «послать флот на Север с целью прервать арктическую коммуникацию Совет­ ской России и, может быть, для захвата морских и авиационных баз на Мурманском побережье». Эти планы фашистская Германия безуспешно пыта­ лась реализовать в годы Великой Отечественной вой­ ны. Мурманск как был, так и остался надежной базой арктического флота, портом четырех океанов. Вопросы и задания к § 12 1. Сравните освоение Хибин и Монче-тундры. Что есть общее в этих процессах? 2. Где и как строились на Кольском полуострове первые гидростанции? 3. Как развертывалось на Мурмане стахановское движе­ ние? Кого из инициаторов этого почина на Севере вы знаете? 4. Какую роль играл и продолжает играть Мурманск в освоении Советской Арктики? § 13. УСПЕХИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО, НАЦИОНАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА За годы социалистического строительства на Мур­ мане произошли не только большие количественные, но и значительные качественные изменения. Появи­ лись новые отрасли экономики (апатитовая, металлур­ гическая, химическая, судоремонтная, консервная, энергетическая). Успешно развивалась тяжелая инду­ стрия, реконструировалась рыбодобывающая и рыбо­ обрабатывающая промышленность. В ходе индустриализации выросли новые социали­ стические города: Кировск (1931 г.), Мончегорск 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz