Киселев, А. А. История родного края : Мурманская область : учебное пособие для 9-10-х классов средней школы. Ч. 2 : 1917-1975 гг. / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1976. - 171, [1] с. : ил.

бились рекордных результатов, стал достоянием рабо­ чего класса Мурмана. Стахановское движение, широко развернувшееся в главных отраслях хозяйства округа — в рыбной и горно-химической, — вскоре перекинулось в лесную промышленность, на транспорт и строительство. Вслед за основными производствами соревнование охватыва­ ло обслуживающие отрасли экономики. Если подъем стахановского движения в траловом флоте, на горных предприятиях Кировска приходился на начало 1936 г., то в строительстве, в лесообрабатывающей промыш­ ленности и на транспорте — на конец 1936 г. — начало 1937 г. Почти на всех предприятиях стахановское дви­ жение сначала охватывало основных кадровых рабо­ чих ведущих профессий, а затем менее квалифициро­ ванных и подсобных рабочих. Роль Мурманска lJ ДекабРя 1932 г 'Совет Народных в освоении Арктики Комиссаров СССР создал Главное управление Северного морского пу­ ти. В постановлении СНК СССР говорилось о необхо­ димости «проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудо­ вать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути». В Мурманске организовалось отделение Главсев- морпути. Оно обеспечивало корабли, отправляющиеся в Арктику, всем необходимым. До этого снаряжение судов заполярных экспедиций в Кольском заливе было явлением более или менее случайным; отныне же Мурманск становился опорным пунктом арктического флота на западном участке Арктики. Через Мурманск шли суда в устья Оби, Енисея, Лены и Колымы. В августе 1933 г. из Мурманска ухо­ дил в свое последнее плавание «Челюскин». В навига­ цию 1934 г. в Мурманске снаряжалась вторая Ленская экспедиция, во главе которой шел ледокол «Ермак». 20 сентября 1934 г. у причала Мурманского порта ошвартовался ледорез «Литке», пришедший из Влади­ востока через Ледовитый океан за одну навигацию. Напряженно работал Мурманский порт летом 1935 г. Портовики сумели за 18 дней загрузить восемь пароходов. С причалов и складов в трюмы были от­ правлены тысячи тонн различных грузов. Моряки 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz