Киселев, А. А. История родного края : Мурманская область : учебное пособие для 9-10-х классов средней школы. Ч. 2 : 1917-1975 гг. / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1976. - 171, [1] с. : ил.
на жилых объектах, несколько позднее — у бетонщи ков котлована обогатительной фабрики, в обед — у гор няков Кукисвумчорра, вечером и ночью — в управле нии у геологов. И всюду требовал, торопил, убеждал: «Апатит нужен как можно скорее стране, колхозам!» За первую зиму была подведена железнодорожная ветка к стройке, сдана в эксплуатацию небольшая теп ловая электростанция. В сентябре 1931 г. первый со став с апатитовым концентратом пошел на суперфос фатные заводы. Стройка в Заполярье стала первоочередным объек том пятилетки. В 1932 г. горняки Хибиногорска дали стране около 400 тыс. т апатитовой руды и 157 тыс. т концентрата. Это позволило СССР не только отказать ся от ввоза марокканских фосфоритов, но и отправить часть заполярной продукции на экспорт. Хибины явились базой для освоения районов Кан далакши и Монче-тундры. Горно-химический трест «Апатит» вел работы, направленные на использование других компонентов хибинских руд — нефелина, сфе- на, лопарита, — продолжал геологические изыскания на огромной территории Кольского полуострова. Рост тралфлота План пеРв0Й пятилетки Мурман ского округа (Мурманский округ образовался в 1927 г., входил в состав Ленинградской области до 1938 г.) предусматривал рост тралового флота в три раза. Одновременно планировалось расши рение береговой базы, создание рыбообрабатывающих и судоремонтных предприятий. Незамерзающее Барен цево море с его богатыми районами промысла, бли зость рыбного порта, рост уловов способствовали укреплению Мурманского тралового флота. Советское государство не жалело средств на пере вооружение рыбной промышленности Мурмана. В пер вой пятилетке тралфлот получил 36 отечественных и заграничных траулеров. Расширялись судоремонт ные предприятия — вместо мастерских рос судоре монтный завод; была построена угольная база. В Мур манске вступили в строй действующих 'бондарный завод, холодильник, новые рыбообрабатывающие цехи. Однако быстрый рост тралового флота вызывал все обостряющиеся диспропорции. Одной из главных стала проблема ремонта судов. Не хватало причалов. Нужно 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz