Киселев, А. А. История родного края : Мурманская область : учебное пособие для 9-10-х классов средней школы. Ч. 2 : 1917-1975 гг. / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1976. - 171, [1] с. : ил.

от ста избирателей. Там ж е, где в коллективах было менее ста человек, — на маленьких станциях, кораб­ лях, артиллерийских батареях — также избирался один представитель. Революционно настроенной части Центромура, Сов- желдора и Мурманского Совета рабочих и солдатских депутатов приходилось вести ожесточенную борьбу с буржуазией и офицерством, с поддерживающими их эсеро-меныпевистскими группами. Демократические организации разоблачали пре­ ступную деятельность капиталистов, саботаж подряд­ чиков и снабженцев, по вине которых в 1917 г. в Мур­ манске и на железной дороге царили полный хаос, разруха, бесхозяйственность. Вопросы и задания к § 1 1. Дайте характеристику экономического развития Мурма- на накануне Октябрьской революции. 2. Какие демократические организации возникли на Коль­ ском полуострове весной и летом 1917 г.? § 2. ВЕЛИКИИ ОКТЯБРЬ НА МУРМАНЕ Большевики в период Великой Октябрьской со- во главе масс циалистической революции на Кольском полуострове было два боевых центра — один в Мурманске, другой в Кандалакше, которая в годы строительства железной дороги стала важным пере­ валочным пунктом. На помощь и поддержку Канда­ лакши обычно рассчитывали не только станции близ­ лежащих участков дороги, но и становища и села Беломорья, лесозаводы Ковды и Умбы. В 1917 г. в Кандалакше действовала крупная боль­ шевистская ячейка. Один из ее создателей — Н. Д. Ку- расов сообщал в ЦК РСДРП(б), что «организация воз­ никла с первых дней революции», что к августу 1917 г. в ней «уже насчитывалось около 150 человек». Боль­ шевики руководили забастовками, снабжали марксист­ ской литературой все станции вплоть до Мурманска, разъясняли ленинскую политику борьбы за мир, землю и свободу. По инициативе большевиков на лесозаводах 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz