Киселев, А. А. Имидж Финляндии, Швеции, Норвегии и их народов в представлении мурманчан в первой половине ХХ века : в помощь преподавателю и студенту / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ин-т. Каф. Баренц-регионоведения. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2000. - 38, [2] с. : портр.

стороны, не может не иметь регионального колорита. Все же мур­ манчанам, живущим рядом и больше других общающимся с северны­ ми соседями, должно быть многое яснее и понятнее. Мы учитываем, что имидж того или иного народа состоит из ве­ ликого множества составных частей. Образ норвежского рыбака от­ личается от горнорабочего и тем более чиновника или служащего торговой фирмы. Финский лапландец ведет иную жизнь, чем житель Средней Финляндии, шведский служащий отличен от рабочего, на­ пример, завода «Вольво». Да и мы, русские, по-разному оцениваем политику соседних стран, поведение их лидеров, жизнь и быт финского и скандинавских наро­ дов. С одной стороны, есть официальные оценки, имидж, преподно­ симый средствами массовой информации. С другой стороны, суще­ ствует, так сказать, личностное мнение, индивидуальное видение со­ бытий и людей. В очерке же должен получиться усредненный, не­ сколько унифицированный вариант имиджа, где будут сочетаться все как объективные, так и субъективные образы и представления. И, тем не менее, это будет, по-видимому, только приближение к истин­ ным оценкам. Мы будем рассматривать имидж трех стран и народов, а ведь этнос состоит из десятков конгломератов общества (национальных, профес­ сиональных, социальных, возрастных и т. д.) и миллионов отдельно взя­ тых личностей-индивидумов. И совместить все это многообразие в еди­ ное представление весьма непросто, и, наверняка, имидж будет доволь­ но приблизительным. Очерк написан на базе широкого круга источников, как опублико­ ванных (исторических, этнографических, демографических, мемуар­ ных), так и необнародованных (архивных и статистических). Широко использованы газеты и журналы, а также устные рассказы очевидцев о тех или иных событиях и фактах. Проблемы имиджа вданном материале рассматриваются в трех хро­ нологических разрезах: в начале века (до Русской революции 1917 года); в период между двумя мировыми войнами (1918—1939); в годы Второй мировой войны (1939—1945). В каждом из этих разделов автор выделяет по каждой стране наибо­ лее важные вопросы, формирующие имидж того или иного народа, вов­ се не стремясь затронуть абсолютно все моменты и детали. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz