Киселев, А. А. Имидж Финляндии, Швеции, Норвегии и их народов в представлении мурманчан в первой половине ХХ века : в помощь преподавателю и студенту / А. А. Киселев ; Мурм. гос. пед. ин-т. Каф. Баренц-регионоведения. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2000. - 38, [2] с. : портр.

ВВЕДЕНИЕ Если история, этнография и взаимоотношения великих стран (США, Великобритании, Германии, Франции, России и т. д.) всегда были в цен­ тре общественных наук, то история, контакты и взаимное видение Рос­ сии и небольших соседних государств зачастую оставались на втором плане. В пору существования «железного занавеса» не могло быть и речи о изучении имиджа соседних капиталистических стран. Такие исследова­ ния были немыслимы. Советские обществоведы писали о социализме и капитализме, в том числе и о скандинавском, по тем схемам и шабло­ нам, которые были предписаны классиками марксизма-ленинизма и текущими указаниями правящего режима. Ныне иное время — границы стали открытыми, контакты постоян­ но расширяющимися и разнообразными, а наши представления о со­ седних странах и народах меняются и уточняются. Но историю станов­ ления этих взаимоотношений надо знать и помнить. Вот поэтому автор данного очерка и решил проследить историю формирования взглядов мурманчан об имидже своих соседей по Баренц-региону —о финнах, шведах и норвежцах. Конечно, нелегко проследить изменения в имидже трех таких раз­ ных стран, как Финляндия, Швеция и Норвегия на протяжении полуве­ ка. К тому же не с позиций всех россиян, а только небольшой их части — жителей Кольского Севера. А имидж скандинавов в глазах мурманчан в корне отличался от имиджа населения других государств Европы. Но прежде чем продолжить разговор на эту тему, давайте разберем суть самого понятия «имидж». Как хорошо известно читателям, в конце двадцатого века в русском языке появилось великое множество иностранных слов. Россияне стали говорить «шоу» вместо представление, «бизнес» вместо предпринима­ тельство, «маркетинг» вместо рынок. В эти же годы стало популярным понятие «имидж» как представле­ ние о ком-то, о чем-то. В политических кругах даже объявились мастера по психологическому имиджу — имиджмейкеры. В старых словарях иностранных слов утверждалось, что имидж — слово французское и означает «образ». В оперативном словарс под ре­ дакцией доктора филологических наук И. Г. Комлева, печатавшемся в 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz